logo
ISTORIYa_anya_ISKUSSTV

9. Первобытное и народное искусство

Искусство эпохи первобытного общества. Возникло в позднем палеолите ок. 33-го тыс. до н. э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

МЕГАЛИТЫ (от мега... и греч. lithos — камень), культовые сооружения 3-2-го тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Известны в Зап. Европе (Стонхендж, Карнак ), Сев. Африке, на Кавказе и в др. районах. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.

СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ (палафиты), постройки или поселения на сваях (главным образом эпохи неолита и бронзового века) на заливаемых или заболоченных местах. Открыты в Швейцарии, Германии, Италии, Урале и др.

НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (писаницы, петроглифы), древние (от палеолита до средневековья) изображения на стенах пещер, на скалах и камнях, выполненные краской ( Альтамира, Ласко и др.), резьбой, рельефом (Бохусленские наскальные изображения) и пр.

ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.