60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
Ренессанс - эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.
Люди эпохи. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.
Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.
Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Роль искусства в жизни общества. Функции искусства
- 2. Теории происхождения искусства
- 3. Виды изобразительного искусства
- 8. Амарнский период развития египетского искусства
- 9. Первобытное и народное искусство
- 10. Первобытное искусство, периодизация и основные произведения
- 11. Крито- Микенское искусство. Основные произведения
- 12. Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке
- 13. Скульптура Древнего Египта
- 14. Характерные черты и исторические этапы искусства Древнего Египта
- 15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта
- 16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
- 17. Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация, основные произведения
- 18. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись
- 19. «Дискобол» Мирона
- 21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
- 22. Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона
- 23. Искусство греческой архаики
- 24. Ордерная система древнегреческой архитектуры. Составные части и элементы ордера
- 25. Греческая скульптура поздней классики. Творчество Скопаса и Праксителя
- 26. Пергамский алтарь
- 27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
- 28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
- 29. «Апоксиомен» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара
- 30. Искусство эллинизма
- 31. Художественный синтез в архитектуре Парфенона
- 32. Метопы Парфенона
- 33. Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения
- 35. Фаюмский портрет
- 36. Древнеримский скульптурный портрет
- 37. Помпейские фрески
- 38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
- 39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
- 41. Византийское искусство. Характерные особенности
- 42. Храм Св. Софии в Константинополе. Мозаика
- 43. Характерные черты византийской живописи (мозаика, фреска, икона)
- 44. Особенности средневекового искусства. Эстетическая характеристика образов
- 45. Романское и готическое искусство. Связь архитектуры с живописью и скульптурой
- 46. Художественный синтез на примере искусства готики Франции.
- 47. Готическая скульптура и витражи
- 48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
- 49. Отличительные черты Романской и готической скульптуры.
- 50. Древнерусское искусство. Исторические периоды и их характеристика
- 51. Иконопись и изобразительное искусство
- 52. Творчество Феофана Грека
- 53. «Троица» Андрея Рублева
- 54. Фрески Дионисия
- 55. Димитриевский собор во Владимире. Характер художественного синтеза
- 56. Храм Святой Софии в Киеве. Характер художественного синтеза
- 57. Творчество Андрея Рублева
- 58. Древнерусская живопись
- 60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
- 61. Характерные черты Итальянского Возрождения. Исторические этапы. Значение для мировой культуры
- 62. Проторенессанс. Творчество Джотто
- 63. Творчество Донателло
- 64. Картина Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
- 65. Творчество Сандро Боттичелли
- 66. Творчество Мазаччо
- 67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе
- 69. Творчество Леонардо да Винчи
- 71. Творчество Микеланджело
- 72. «Тайная вечеря» Леонардо
- 73. Росписи Сикстинской капеллы
- 74. Архитектурные произведения Микеланджело
- 75. Характеристика Венецианской школы эпохи Возрождения
- 76. Творчество Тициана
- 77. Творчество Веронезе
- 78. Поэтичность образов Джорджоне
- 79. Женские образы в творчестве Рафаэля Санти
- 80. Высокое возрождение в Италии
- 81. Характерные особенности Ренессанса в Нидерландах
- 82. Характерные особенности Ренессанса в Германии
- 83. Творчество Босха
- 84. Черты народности в творчестве Питера Брейгеля
- 85. Творчество Дюрера
- 86. Гравюры Дюрера
- 87. Творчество Эль Греко