30. Искусство эллинизма
ЭЛЛИНИЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта.
Культурное взаимодействие привело к образованию единой, несмотря на хорошо отличимые локальные отличия, эллинистической культуры, в которой общими для всех являлись греческий язык, греческие мифологические сюжеты и греческие эстетические ценности.
Наиболее развитым эллинистическим центром являлась основанная Александром Македонским в дельте Нила Александрия, ставшая столицей египетской державы Птолемеев, которые приложили немало усилий для ее процветания. Была создана знаменитая Александрийская библиотека, в которой были собраны множество как художественных, так и научных и исторических книг, для работы в которой были созваны виднейшие поэты и ученые того времени. Кроме того, крупнейшими центрами эллинистической культуры были Пергам, Афины, Селевкия, острова Эгейского моря и сицилийские колонии. Широкое распространение в эллинистическом мире получил греческое (и, главным, афинское) театральное искусство, практически в каждом городе существовал амфитеатр, где регулярно ставили трагедии и комедии.
(Так называемая «тарелка Фарнезе» — аллегория Нила. Сардоникс)
Поражает прежде всего почти полное однообразие внешнего вида эллинистических городов. Как показали раскопки в Александрии, Эфесе, Приене, Магнезии на Меандре и др. городах Э., везде мы имеем вполне благоустроенные в современном смысле города, с правильными, сравнительно широкими, мощеными улицами, с прекрасной канализацией, с каменными домами иногда в несколько этажей, с роскошными площадями, богатыми храмами и общественными зданиями, среди которых научный и образовательно-воспитательные учреждения играют далеко не последнюю роль. Нередко колоссальные памятники — вроде алтаря Зевса в Пергаме — сосредоточивают на себе интерес властителей и городского населения и являются показателями той суммы художественных и культурных приобретений, до которых дошла жизнь той или другой местности. В главных центрах Э. живет литература, наука, искусство, возрастание их числа и их рост указывает на культурное развитие Наибольший успех имеет направление Праксителя в области идеальных фигур, с превращением его нежности и изящества в сентиментальность и расплывчатость. Рядом с этим шаблоном вырастает другой — шаблон реалистически сентиментальный, и в живописи, и в скульптуре: сцены из обыденной жизни, иллюзионистические пейзажи и стенные декорации дают намеки на действительность. Рядом с сентиментальностью царит эффект, рядом с идиллией — грубая реалистичность. Пергамский алтарь и пьяная старуха рядом с головой Сераписа или Изиды и рельефом, изображающим корову и теленка таковы основные мотивы эллинистического творчества в области скульптуры и живописи. Область архитектуры нам менее известна, но и здесь можно уловить с одной стороны шаблон и синкретизм форм, с другой — страсть к эффекту, грандиозности и необычной комбинации обыденных мотивов. Продукты творчества очень быстро ассимилируются всем Э. Рядом с Пергамским алтарем изготовляются тысячи бронзовых статуэток; живопись переходит на стены даже беднейших домов; расписные от руки вазы заменяются фабричной штампованной посудой; статуи и статуэтки все более делаются декоративным средством, начиная от царских садов и дворцов и кончая перистилем обыкновенного дома. Такое движение культурной жизни тесно связано с изменением экономических устоев существования.
- Роль искусства в жизни общества. Функции искусства
- 2. Теории происхождения искусства
- 3. Виды изобразительного искусства
- 8. Амарнский период развития египетского искусства
- 9. Первобытное и народное искусство
- 10. Первобытное искусство, периодизация и основные произведения
- 11. Крито- Микенское искусство. Основные произведения
- 12. Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке
- 13. Скульптура Древнего Египта
- 14. Характерные черты и исторические этапы искусства Древнего Египта
- 15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта
- 16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
- 17. Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация, основные произведения
- 18. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись
- 19. «Дискобол» Мирона
- 21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
- 22. Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона
- 23. Искусство греческой архаики
- 24. Ордерная система древнегреческой архитектуры. Составные части и элементы ордера
- 25. Греческая скульптура поздней классики. Творчество Скопаса и Праксителя
- 26. Пергамский алтарь
- 27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
- 28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
- 29. «Апоксиомен» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара
- 30. Искусство эллинизма
- 31. Художественный синтез в архитектуре Парфенона
- 32. Метопы Парфенона
- 33. Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения
- 35. Фаюмский портрет
- 36. Древнеримский скульптурный портрет
- 37. Помпейские фрески
- 38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
- 39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
- 41. Византийское искусство. Характерные особенности
- 42. Храм Св. Софии в Константинополе. Мозаика
- 43. Характерные черты византийской живописи (мозаика, фреска, икона)
- 44. Особенности средневекового искусства. Эстетическая характеристика образов
- 45. Романское и готическое искусство. Связь архитектуры с живописью и скульптурой
- 46. Художественный синтез на примере искусства готики Франции.
- 47. Готическая скульптура и витражи
- 48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
- 49. Отличительные черты Романской и готической скульптуры.
- 50. Древнерусское искусство. Исторические периоды и их характеристика
- 51. Иконопись и изобразительное искусство
- 52. Творчество Феофана Грека
- 53. «Троица» Андрея Рублева
- 54. Фрески Дионисия
- 55. Димитриевский собор во Владимире. Характер художественного синтеза
- 56. Храм Святой Софии в Киеве. Характер художественного синтеза
- 57. Творчество Андрея Рублева
- 58. Древнерусская живопись
- 60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
- 61. Характерные черты Итальянского Возрождения. Исторические этапы. Значение для мировой культуры
- 62. Проторенессанс. Творчество Джотто
- 63. Творчество Донателло
- 64. Картина Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
- 65. Творчество Сандро Боттичелли
- 66. Творчество Мазаччо
- 67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе
- 69. Творчество Леонардо да Винчи
- 71. Творчество Микеланджело
- 72. «Тайная вечеря» Леонардо
- 73. Росписи Сикстинской капеллы
- 74. Архитектурные произведения Микеланджело
- 75. Характеристика Венецианской школы эпохи Возрождения
- 76. Творчество Тициана
- 77. Творчество Веронезе
- 78. Поэтичность образов Джорджоне
- 79. Женские образы в творчестве Рафаэля Санти
- 80. Высокое возрождение в Италии
- 81. Характерные особенности Ренессанса в Нидерландах
- 82. Характерные особенности Ренессанса в Германии
- 83. Творчество Босха
- 84. Черты народности в творчестве Питера Брейгеля
- 85. Творчество Дюрера
- 86. Гравюры Дюрера
- 87. Творчество Эль Греко