38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
Римское искусство рано выучилось льстить и притворяться. Уже в
героизированных статуях Августа, изображаемого в виде республиканского
полководца, театрально простирающего руку к войскам, есть натянутая выспренность и фальшь. Но все же оно фальшивило только наполовину, и под покровом официальной лести сквозила «тацитовская» беспощадность взора, лишенного иллюзий. Даже в упомянутых «героизированных» портретах есть странная противоречивость. Если мысленно освободить портрет Нервы от его божественных атрибутов — поза Юпитера, идеализированный полуобнаженный торс, венок, — останется морщинистое, жесткое, с опущенными углами губ, довольно неприятное лицо старого человека. Это его подлинное лицо. А в портретах-бюстах, менее официальных, жесткая трезвость характеристик еще более очевидна и поразительна. Расцвет же римского изобразительного искусства пришелся на расцвет Римской империи. Римский скульптурный портрет — явление по-своему замечательное. Он не
похож ни на египетский, ни на греческий — в этом жанре римляне внесли в
историю искусства совершенно своеобразный вклад; портрет—лучшее, что они
создали. Римские портреты с беспристрастием точнейшего зеркала говорят о
глубине переживаемого кризиса, о кризисе самого общественного сознания, а
следовательно, и о кризисе искусства. Порой эти портреты производят
странное впечатление. Они кажутся поразительно живыми, перед нами подлинные люди. Но мы чувствуем, что это люди, существование которых лишено какого-то важнейшего жизненного нерва. Они могут выглядеть сильными и энергичными или, напротив, слабыми и вялыми, красивыми или некрасивыми, жестокими или добродушными, в сущности, не говорят нам ни «да» ни «нет». Этический и эстетический идеал утрачен в самой жизни, следовательно, и в искусстве.
Кроме скульптурного портрета римское искусство сделало значительный
вклад в мировую культуру своим зодчеством. Римская архитектура не может
сравниться в художественном обаянии с греческой, но она грандиозна, весьма
эффектна и по своей инженерно-строительной технике уходит далеко вперед от
простой балочной конструкции греческого храма. В ней впервые появляется
конструкция сводов. Типы римских построек разнообразны, светские не менее
значительны, чем культовые, и многие из них утвердились в мировой
архитектуре на века. Это, например, тип базилики со сводчатым перекрытием,
который впоследствии лег в основу христианских церквей (в Риме базилика
была светским сооружением); это мощные акведуки — многоярусные каменные
мосты, несущие водопроводные трубы; это пышные триумфальные арки,
воздвигаемые в честь военных побед. В I и II столетиях были выстроены
знаменитый Колизей — амфитеатр, вмещающий десятки тысяч зрителей, где
происходили гладиаторские бои и травля зверей, и грандиозная купольная
ротонда — Пантеон, «храм всех богов», в котором впервые образный акцент был
перенесен с внешнего вида на внутреннее пространство храма.
Застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, Рим и в Ш и
IV веках имел внушительный и роскошный вид. В III веке еще продолжалось
большое строительство — воздвигались арки, великолепные термы, дворцы. Традиционное, веками воспитанное формальное мастерство исчезало: античная
пластика, пройдя весь цикл своего развития, вырождалась в примитив. Только
искусство портретных характеристик еще удерживалось на определенной высоте,
но пластика в целом демонстрирует утрату чувства формы и композиции. Формы
становятся огрубелыми и застывшими, лепка объемов подменяется графическими насечками в камне. Композиции или смутны и хаотичны, или в них появляется примитивная оцепенелая симметрия, словно атавистические отголоски давным-давно пройденных этапов. Рельефы поздних римских саркофагов обнаруживают такой показательный симптом композиционного упадка, как «боязнь пустоты» — стремление во что бы то ни стало заполнить все пространство сплошной массой фигур, почти без промежутков, где логика и тектоника построения исчезают.
Искусство, вслед за обществом, нуждалось в коренных переменах, в
притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления.
Что же касается искусства, в нем соответственно должно было произойти
изменение изжившего себя античного идеала, нарушение гармонии физического и духовного, расчленение этих начал и противопоставление духовного
материальному как неизмеримо высшего. Компромисс между христианским
спиритуализмом и огрубленными, схематизированными античными формами чувствуется и в ранних росписях христианских катакомб и в произведениях IV
столетия, когда христианство было узаконено. В поздних портретах, на
жестких, «брутальных» лицах римских императоров вдруг появляются странно
расширенные глаза, глядящие неподвижным взором (портрет Константина,
портрет Максимина Дазы). Традиционные мотивы античной мифологии
истолковываются как символы и перемешиваются с новой христианской
символикой: в росписях катакомб фигурируют и рыбы — символ крещения, и
голубь — символ мира, и Орфей, укрощающий зверей музыкой,— символ Христа, «ловца душ». Фигура юноши, несущего на плечах овечку,— также мотив, давно известный в античной пластике,—теперь оказывается первым изображением Христа, «Доброго пастыря», то есть опять-таки символом. Эта «символизация» пластических образов отнимает смысл у их собственно пластической выразительности, отменяет тот великий принцип «жизнеподобия», на котором взросло и расцвело античное искусство. Но другого принципа не найдено, и «жизнеподобие» по инерции сохраняется, теперь уже как нечто формальное.
- Роль искусства в жизни общества. Функции искусства
- 2. Теории происхождения искусства
- 3. Виды изобразительного искусства
- 8. Амарнский период развития египетского искусства
- 9. Первобытное и народное искусство
- 10. Первобытное искусство, периодизация и основные произведения
- 11. Крито- Микенское искусство. Основные произведения
- 12. Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке
- 13. Скульптура Древнего Египта
- 14. Характерные черты и исторические этапы искусства Древнего Египта
- 15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта
- 16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
- 17. Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация, основные произведения
- 18. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись
- 19. «Дискобол» Мирона
- 21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
- 22. Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона
- 23. Искусство греческой архаики
- 24. Ордерная система древнегреческой архитектуры. Составные части и элементы ордера
- 25. Греческая скульптура поздней классики. Творчество Скопаса и Праксителя
- 26. Пергамский алтарь
- 27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
- 28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
- 29. «Апоксиомен» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара
- 30. Искусство эллинизма
- 31. Художественный синтез в архитектуре Парфенона
- 32. Метопы Парфенона
- 33. Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения
- 35. Фаюмский портрет
- 36. Древнеримский скульптурный портрет
- 37. Помпейские фрески
- 38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
- 39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
- 41. Византийское искусство. Характерные особенности
- 42. Храм Св. Софии в Константинополе. Мозаика
- 43. Характерные черты византийской живописи (мозаика, фреска, икона)
- 44. Особенности средневекового искусства. Эстетическая характеристика образов
- 45. Романское и готическое искусство. Связь архитектуры с живописью и скульптурой
- 46. Художественный синтез на примере искусства готики Франции.
- 47. Готическая скульптура и витражи
- 48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
- 49. Отличительные черты Романской и готической скульптуры.
- 50. Древнерусское искусство. Исторические периоды и их характеристика
- 51. Иконопись и изобразительное искусство
- 52. Творчество Феофана Грека
- 53. «Троица» Андрея Рублева
- 54. Фрески Дионисия
- 55. Димитриевский собор во Владимире. Характер художественного синтеза
- 56. Храм Святой Софии в Киеве. Характер художественного синтеза
- 57. Творчество Андрея Рублева
- 58. Древнерусская живопись
- 60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
- 61. Характерные черты Итальянского Возрождения. Исторические этапы. Значение для мировой культуры
- 62. Проторенессанс. Творчество Джотто
- 63. Творчество Донателло
- 64. Картина Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
- 65. Творчество Сандро Боттичелли
- 66. Творчество Мазаччо
- 67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе
- 69. Творчество Леонардо да Винчи
- 71. Творчество Микеланджело
- 72. «Тайная вечеря» Леонардо
- 73. Росписи Сикстинской капеллы
- 74. Архитектурные произведения Микеланджело
- 75. Характеристика Венецианской школы эпохи Возрождения
- 76. Творчество Тициана
- 77. Творчество Веронезе
- 78. Поэтичность образов Джорджоне
- 79. Женские образы в творчестве Рафаэля Санти
- 80. Высокое возрождение в Италии
- 81. Характерные особенности Ренессанса в Нидерландах
- 82. Характерные особенности Ренессанса в Германии
- 83. Творчество Босха
- 84. Черты народности в творчестве Питера Брейгеля
- 85. Творчество Дюрера
- 86. Гравюры Дюрера
- 87. Творчество Эль Греко