21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
Афинский Акрополь (постройки архаического периода разгромлены персами в 480 - 479 гг. до н. э.).
-
Парфенон: главный храм Афины-Девы (Афина Паллада), покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой высокой точке (строился в 447- 438 гг., заканчивался отделкой до 432 г.).
-
Пропилеи = парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (437-432 гг. до н. о.)
-
статуя Афины-Промахос (Воительницы) Фидия = на высоком пьедестале лицом ко входу и господствовавшая над всей западной частью ансамбля.
-
(После Перикла = построен) маленький храмик Ники-Аптерос, поставленный несколько впереди Пропилей на высокой скале (Пиргосе), (спроектирован около 449 г. до н. э., построен около 421 г.).
-
Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону = расположен напротив Парфенона с северной стороны. Сооружение с 421 г. до и. э.→ задержано Пелопоннесской войной до 407-406 гг.
Архитекторы и художники: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и др.
Скульптор: Фидий, близкий друг Перикла, руководил созданием всего ансамбля и создал важнейшие из его скульптур.
Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.
В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
- Роль искусства в жизни общества. Функции искусства
- 2. Теории происхождения искусства
- 3. Виды изобразительного искусства
- 8. Амарнский период развития египетского искусства
- 9. Первобытное и народное искусство
- 10. Первобытное искусство, периодизация и основные произведения
- 11. Крито- Микенское искусство. Основные произведения
- 12. Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке
- 13. Скульптура Древнего Египта
- 14. Характерные черты и исторические этапы искусства Древнего Египта
- 15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта
- 16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
- 17. Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация, основные произведения
- 18. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись
- 19. «Дискобол» Мирона
- 21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
- 22. Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона
- 23. Искусство греческой архаики
- 24. Ордерная система древнегреческой архитектуры. Составные части и элементы ордера
- 25. Греческая скульптура поздней классики. Творчество Скопаса и Праксителя
- 26. Пергамский алтарь
- 27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
- 28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
- 29. «Апоксиомен» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара
- 30. Искусство эллинизма
- 31. Художественный синтез в архитектуре Парфенона
- 32. Метопы Парфенона
- 33. Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения
- 35. Фаюмский портрет
- 36. Древнеримский скульптурный портрет
- 37. Помпейские фрески
- 38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
- 39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
- 41. Византийское искусство. Характерные особенности
- 42. Храм Св. Софии в Константинополе. Мозаика
- 43. Характерные черты византийской живописи (мозаика, фреска, икона)
- 44. Особенности средневекового искусства. Эстетическая характеристика образов
- 45. Романское и готическое искусство. Связь архитектуры с живописью и скульптурой
- 46. Художественный синтез на примере искусства готики Франции.
- 47. Готическая скульптура и витражи
- 48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
- 49. Отличительные черты Романской и готической скульптуры.
- 50. Древнерусское искусство. Исторические периоды и их характеристика
- 51. Иконопись и изобразительное искусство
- 52. Творчество Феофана Грека
- 53. «Троица» Андрея Рублева
- 54. Фрески Дионисия
- 55. Димитриевский собор во Владимире. Характер художественного синтеза
- 56. Храм Святой Софии в Киеве. Характер художественного синтеза
- 57. Творчество Андрея Рублева
- 58. Древнерусская живопись
- 60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
- 61. Характерные черты Итальянского Возрождения. Исторические этапы. Значение для мировой культуры
- 62. Проторенессанс. Творчество Джотто
- 63. Творчество Донателло
- 64. Картина Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
- 65. Творчество Сандро Боттичелли
- 66. Творчество Мазаччо
- 67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе
- 69. Творчество Леонардо да Винчи
- 71. Творчество Микеланджело
- 72. «Тайная вечеря» Леонардо
- 73. Росписи Сикстинской капеллы
- 74. Архитектурные произведения Микеланджело
- 75. Характеристика Венецианской школы эпохи Возрождения
- 76. Творчество Тициана
- 77. Творчество Веронезе
- 78. Поэтичность образов Джорджоне
- 79. Женские образы в творчестве Рафаэля Санти
- 80. Высокое возрождение в Италии
- 81. Характерные особенности Ренессанса в Нидерландах
- 82. Характерные особенности Ренессанса в Германии
- 83. Творчество Босха
- 84. Черты народности в творчестве Питера Брейгеля
- 85. Творчество Дюрера
- 86. Гравюры Дюрера
- 87. Творчество Эль Греко