3.3. Символ в культуре
Важным продуктом творческой деятельности человека является символ, представляющий собой способ духовного освоения мира, образную форму отражения культурной информации и выражения ее смысла. Символ считается разновидностью иконического знака, но не является тождественным ему. Смысловая, функциональная и номинативная дифференциация знака и символа обнаруживается со времен античной культуры. Знак (semeion) соотносили с проявлением и обозначением реалий повседневности, а символ (symbolon) связывали с выражением понятий и категорий сакрального и возвышенного. Символ является более сложной формой отражения культурной информации и отличается многослойностью своей структуры. Символы не только изображают некоторые объекты, в отличие от естественных, функциональных, иконических, конвенциональных, вербальных знаков, но и отражают добавочный смысл. Символ по сравнению со знаком – материальным, чувственно воспринимаемым объектом и находящимся с замещаемым предметом (денотатом) в непосредственной связи – состоит с обозначаемым понятием в ассоциативных, конвенциональных отношениях (гербы, эмблемы, художественные и религиозные символы).
Гегель понимал процесс символотворчества (символическое искусство) как непрерывную борьбу за соответствие между смыслом и образом, как противоречие между духовным и чувственным. Он неслучайно считал, что сфинкс, будучи одним из таинственных символов египетского искусства, “является как бы символом самого символизма” [8, с. 401].
Отличительными особенностями символа являются полисемантичность и подвижность содержания, детерминированные многочисленными социокультурными контекстами, в которых он употребляется. Например, изображение креста в разных дискурсах будет обозначать языческий символ солнца, сияния, христианскую святыню, орудие распятия Спасителя, перекресток, распутье, завершение дела, математический знак сложения и др. Можно также проследить смысловую корреляцию цвета в зависимости от историко-культурной ситуации, религиозных и этнокультурных традиций.
Представитель неокантианства Э. Кассирер считал основой культуры символотворческую деятельность человека, в которой проявляется его способность создавать искусственный мир, где реальность выражается посредством символов (“Философия символических форм”). Он отождествлял культуру с символической вселенной, охватывающей сложную иерархию символических форм. Э. Кассирер придал человеку статус символического животного, поскольку символотворчество является возможностью для гармонизации сущности человека, способом дополнения и компенсации его природной недостаточности. К символическим сферам культуры он отнес язык, миф, религию, искусство, науку и историю, с помощью которых человек упорядочивает и организует окружающий мир.
Символ играет исключительную роль в формировании стилистического облика разных исторических и локальных типов культуры и отражении ментальности эпох и народов. Менталитет (лат. mens ‘ум, мышление’; mentalis ‘умственный, духовный’) как социокультурная категория определяет образное восприятие действительности и особенности символотворчества. С помощью символов запечатлеваются характер и направленность духовной деятельности людей, образное, эмоционально окрашенное видение окружающего мира. По определению О. Шпенглера, “символ есть некая черта действительности, с непосредственной внутренней достоверностью обозначающая для чувственно-бодрствующих людей нечто такое, что не может быть сообщено рассудочным путем” [45, с. 324]. Шпенглер подчеркивал особую роль символизации в выражении индивидуальности души каждой культуры и в этом придавал важное значение прасимволам культуры, порождающим своеобразные культурные формы и кроющимся в архитектуре, искусстве, музыке, государственном устройстве, мифах, религиозных культах, этических нормах, коммуникативных отношениях. В качестве прасимвола египетской культуры О. Шпенглер назвал дорогу, связывающую память о прошлом и заботу о будущем. Архетип материального осязаемого тела был прасимволом античной (аполлонической) культуры и определил ее художественно-стилистические особенности. По мнению О. Шпенглера, пещера символизирует замкнутый и преисполненный тайн и мистицизма мир арабской (магической) культуры.
Этнонациональный аспект символотворчества заключается в способности символа выражать принадлежность культурной реалии к определенной локальной общности людей. Формами репрезентации этнонациональной символики являются языковые единицы, фольклорное творчество, орнамент, государственная символика, традиционная материальная культура и др. Историко-культурное измерение символа проявляется в его способности транслировать информацию об отдельном временном отрезке развития культуры. В каждую историческую эпоху символ является своеобразным следом, фиксирующим особенности духовного освоения мира. Например, сакральный символизм эпохи средневековья – это не просто стилистическая особенность данного исторического типа культуры, но и выражение ценностно-смыслового содержания времени. Ценностное значение, присущее средневековой христианской культуре, аллегорично раскрывается в символической сущности распятия, таинствах христианской церкви, контрастности внешней простоты православного собора и богатства его внутреннего интерьера, иконописных канонах и т.д.
Своеобразный символический язык на протяжении многих веков существования выработал феномен карнавальной культуры. Истоки карнавала уходят в древнегреческие культовые ритуалы, посвященные богу растительности и виноделия Дионису. В древнеримской традиции им соответствовали сатурналии. В основе культовых оргий, радостного ликования и обильных жертвоприношений было поклонение персонифицированным природе и земле, от магического оплодотворения и воли которых зависела урожайность следующего года. Связь карнавала с культом плодородия подтверждается эротически окрашенной символикой карнавальной атрибутики и традиций (маски с фаллическими элементами, имитация шуточных свадеб).
В эпоху средневековья карнавал являлся феноменом неофициальной (низшей) культуры, поскольку в его основе лежало смеховое, развлекательное начало, отождествлявшееся церковью с дьявольской сущностью. Карнавал символизировал протест против несовершенства мира, отражал критику социального неравенства и желание освободиться от власти установленных порядков, подчеркивал равенство людей, независимо от сословного происхождения. Неслучайно традиционными чертами карнавала стали этический и речевой произвол. Карнавал выстраивал эмоциональный образ перевернутого мира, в котором отражались представления об идеальной модели социального устройства. Это подтверждается ряженьем в костюмы и маски противоположных сословий. В изобилии еды и питья во время нескольких дней карнавальных празднеств выражалось желание всегда жить в достатке. Своеобразным символическим атрибутом карнавала является смех, казнящий несовершенство мира. Элементы карнавальной символики, наиболее ощутимые в маскарадах, переодевании, игровых импровизациях, интимной окраске ритуалов и вседозволенности действий, отразились в восточнославянских колядных обрядах, масленичных и купальских празднованиях.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел 1. Культурология как интегративная дисциплина. Основные понятия и категории культурологии
- 1.1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 1.2. Сущность понятия культура
- 1.3. Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Становление и развитие культурологического знания
- 2.1. Становление и развитие культурологического знания с периода античности по эпоху Просвещения
- 2.2. Осмысление культуры в западной философской мысли хiх в.
- 2.3. Культурологические теории хх в. Основные направления современной культурологической мысли
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Морфология культуры
- 3.1. Структура культуры. Культура как система
- 3.2. Семиотическое измерение культуры. Язык и культура
- 3.3. Символ в культуре
- 3.4. Основные функции культуры
- 3.5. Закономерности культурной динамики
- Вопросы и задания
- Раздел 4. Типология культуры
- 4.1. Проблема типологии культуры. Критерии классификации
- 4.2. Региональная, этническая, национальная культуры
- 4.3. Народная культура
- 4.4. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 4.5. Маргинальная культура
- 4.6. Массовая культура
- 4.7. Элитарная культура
- Вопросы и задания
- Раздел 5. Историческая динамика культуры
- 5.1. Генезис культуры. Культура первобытного общества
- Вопросы и задания
- 5.2. Восток как культурная целостность. Цивилизации Древнего Востока
- 5.2.1. Культура Междуречья
- 5.2.2. Культура Древнего Египта
- 5.2.3. Древнееврейская культура
- 5.2.4. Культура Древнего Китая
- 5.2.5. Культура Древней Индии
- 5.2.6. Специфика арабо-мусульманской культуры
- 5.2.7. Становление традиций японской культуры
- Вопросы и задания
- 5.3. Античная культура
- Вопросы и задания
- 5.4. Европейская культура средневековья
- Вопросы и задания
- 5.5. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы и задания
- 5.6. Европейская культура Нового времени
- Вопросы и задания
- 5.7. Западная культура хiх в.
- Вопросы и задания
- 5.8. Истоки культуры восточных славян. Развитие русской культуры
- Вопросы и задания
- 5.9. Историческое развитие и особенности белорусской культуры
- Вопросы и задания
- 5.10. Тенденции культуры хх в.
- Вопросы и задания
- 5.11. Культура современного информационного общества
- Вопросы и задания
- Литература