logo
павильч а

5.2.2. Культура Древнего Египта

Данное греками название Египта (Айгюптос) связывают с искаженным поэтическим обозначением древнейшего города Мемфиса (Хет-ка-Птах – город Птаха), в то время как сами египтяне называли свою страну черной землей, подчеркивая противоположные пустынным плодородные почвы. Развитие культуры Древнего Египта охватывает несколько крупных исторических этапов (царств) и переходных эпох между ними, характеризующихся временами социально-экономических, политических кризисов и упадков в культуре: Раннее царство (XXX–XXVIII вв. до н.э.), Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI–XI вв. до н.э.), Поздний период (VII–IV вв. до н.э.).

В Древнем Египте активно развивалось научное знание, обусловленное практическими потребностями сельского хозяйства, промышленности и строительства, а также представлениями о загробной жизни (математика, астрономия, химия, медицина). Египтяне умели вычислять площади и объемы, изобрели десятеричную систему счета, солнечный календарь, знаки зодиака, начали делить сутки на 24 часа, освоили тайны бальзамирования.

Неприятие смерти стало отличительной особенностью мировосприятия древних египтян и обусловливалось опытом наблюдения людей за циклическими изменениями в природе, постоянное обновление которой убеждало в отсутствии абсолютной смерти. Египтяне не сомневались, что после физической смерти человека возможно продолжение жизни бессмертной души (Ба), которая при условии сохранности тела может соединиться с двойником (Ка). Согласно религиозным представлениям, Ка мог обладать всеми свойствами и способностями тела, но он считался, в отличие от физического тела, невидимой субстанцией. Важным атрибутом гробницы, именуемой жилищем для вечности, была портретная статуя умершего. Роскошные гробницы и склепы, оснащенные рельефами и росписями на мифологические темы, были доступны только для состоятельных и богатых людей, а пирамиды являлись достоянием и правом только фараонов. В качестве надгробных сооружений возводились мастабы, надземная часть которых напоминала дом с наклоненными внутрь стенами, а в подземной части хранился саркофаг с мумией. Со временем мастабы стали казаться дорогим излишеством и заменялись стелами с магическими текстами.

Древнейшим памятником египетской письменности является “Книга мертвых”, непосредственно связанная с культом умерших. Ее истоки относятся к эпохе Древнего царства, когда жрецы начали разрабатывать для фараонов и представителей знати систему магических формул, заклятий, заговоров, гимнов и молитв, необходимых в загробном мире. Позднее, в период Нового царства, эти тексты были обновлены и дополнены. Слово книга в названии памятника письменности и изобразительного искусства очень условно, поскольку он не имеет определенной формы и содержания. “Книга мертвых” подразумевает собрание религиозных текстов и изображений, которые должны были сопровождать умершего в загробный мир и являлись для него своеобразной инструкцией. Подобные тексты наносили на стены погребальных камер, саркофаги и гробницы, клали рядом с умершим в виде ритуальных свитков. Сюжеты “Книги мертвых” играют важную роль в реконструкции мифологических представлений египтян.

Древнейший религиозный культ возник на основе почитания бога солнца и демиурга Атума, который со временем был вытеснен верховным богом Ра и впоследствии стал с ним отождествляться. В эпоху Среднего царства возрастает значимость бога солнца Амона, который первоначально считался покровителем Фив, а затем получил общегосударственный статус. Фараон XVIII династии Аменхотеп IV (Эхнатон), желая упразднить множество разрозненных религиозных культов и, прежде всего, лишить власти и влияния в государстве фиванских жрецов, служителей Амона, провозгласил новый культ Атона (солнечного диска), явившегося воплощением всех богов солнца. Религиозная реформа Эхнатона была попыткой установления монотеистических принципов веры, но после смерти фараона почитание Атона прекратилось.

Египетская мифология отличается обилием культов и вариантностью сюжетов, что является следствием почитания разных пантеонов в египетских номах. Отличительной чертой египетской мифологии является обожествление многих животных, птиц и пресмыкающихся. Зооморфные черты в изображении многих богов свидетельствуют о влиянии тотемистических представлений древних египтян. Символические образы животных соотносились со многими мифологемами и часто отличались многозначностью: бык (Ра, Апис), корова (Исида, Хатор), баран (Амон, Хнум), козел (Осирис), сокол (Гор), змея (Апоп, Рененутет, Меритсегер), шакал (Анубис). Сочетание зооморфных и антропоморфных черт в обликах египетских богов, по мнению ученых, является признаком их более позднего происхождения: Баст – богиня радости и веселья, имеющая облик женщины с головой кошки; Тот – бог мудрости изображаемый в виде мужчины с головой ибиса. Египетские боги представлялись могучими, но по сравнению с пантеоном Междуречья не отличались чрезмерной жестокостью.

В Египте была разработана система художественных канонов, зафиксированных в письменных текстах и распространявшихся на изображение священных животных, растений, а также людей в зависимости от их социального положения, возраста, пола, позы. Все произведения египетского изобразительного искусства были линейными и плоскими, лишенными объема, перспективы и светотени.

Завоевание Египта персами обусловили разнообразные миграционные явления в культуре, сопровождавшиеся диффузией египетских, еврейских, арамейских, финикийских, персидских и вавилонских традиций. Завоевание египетского государства Александром Македонским способствовало распространению культурных достижений античной цивилизации и эллинизации египетской культуры. Во времена Римской и Византийской империи под влиянием христианства в Египте развивалась коптская культура – письменность и искусство египтян, принявших христианство. Позднее Египет стал органической частью исламского мира и пространством для развития арабо-мусульманской культуры.