logo
павильч а

1.1. Культурология в системе гуманитарного знания

Проблема дисциплинарного статуса культурологии на протяжении многих лет не перестает быть актуальной темой научных дискуссий, которые являются небезосновательными, поскольку понятие культура как исследовательский предмет культурологии отличается многоаспектностью своего содержания. Многие гуманитарные науки традиционно связаны с изучением отдельных сторон культуры как феномена социальной действительности, который охватывает разнообразные явления и процессы, целостные системы и отдельные факты, многочисленные уровни и сферы жизнедеятельности человека и общества. К их числу относятся философия, история, филологические науки, искусствознание, этнология, социология, религиоведение, социокультурная антропология, психология и др.

Вполне правомерно называть науками о культуре все те дисциплины, которые имеют отношение к исследованию результатов преобразующей деятельности человека. Это, в свою очередь, обусловливает постановку вопроса о собственном предмете культурологии и методологии исследования культуры. Следовательно, определение научного статуса культурологии осложняется множеством разных подходов к пониманию сущности культуры. В то же время ученые нередко ставят под сомнение возможность и целесообразность существования единой науки о культуре, а понятие культурология отождествляют с интегративным знанием о культуре как особом измерении жизнедеятельности человека.

Культурологическое знание отличается междисциплинарным характером, поскольку формируется благодаря преемственной связи со многими смежными гуманитарными отраслями, которые предоставляют свой фактический материал, понятийно-категориальный аппарат и методологию исследования. Научные направления, к опыту которых обращается культурология, часто именуются эмпирическими донорами.

Согласно одному из подходов к пониманию научного статуса культурологии, ее рассматривают в качестве комплекса гуманитарных дисциплин, которые описывают, классифицируют и объясняют реалии культуры с точки зрения исторических, семиотических, функциональных, коммуникативных, художественно-эстетических и других аспектов. В этом смысле культурологию отождествляют с культуроведением, которое опирается на исследовательские традиции искусствоведения, фольклористики, мифологии, литературоведения, этнографии, музееведения и акцентирует внимание на развитии отдельных сфер и форм культуры. Такой подход основывается преимущественно на описании, атрибуции, стилистической оценке культурного материала и не является собственно культурологическим.

Культурологию также отождествляют с философским осмыслением культуры, или философией культуры, составляющей методологическую основу культурологического знания. Культурологическое знание изначально формировалось в русле философских традиций, и практически до середины XIX в. философия оставалась единственной безальтернативной сферой, в пределах которой развивались представления о культуре. В рамках философского знания возникла сама идея культуры как особой реальности и появились многочисленные культурологические концепции.

Со временем в теоретическую разработку проблем культуры стали вовлекаться разные гуманитарные отрасли. Культурологическое знание постепенно отделялось от философии и интегрировало с достижениями многих гуманитарных дисциплин. В первой половине ХХ в. ученые начали осознавать необходимость специального изучения культуры, независимо от исследовательских традиций философии, а также социальных и гуманитарных наук.

Появление термина культурология (англ. culturology) в научном употреблении связано с именем американского исследователя Л. Уайта, который первым в начале ХХ в. поднял вопрос о целесообразности специальной науки о культуре. Л. Уайт понимал культуру как целостное, системное образование и отождествлял ее с “классом предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации” [2, с. 26]. Его взгляды, касающиеся обоснования научного статуса культурологии, отражены в работах “Наука о культуре”, “Эволюция культуры”, “Понятие культуры”.

В западной научной традиции термин культурология по отношению к научной отрасли не получил достаточного распространения, поскольку в США и Европе с середины XIX в. проблемы культуры широко исследовались в рамках антропологической научной школы, породившей множество отдельных направлений и концепций. Согласно исследовательским принципам социальной и культурной антропологии, культура понимается очень широко и охватывает мир человека во всей полноте, включая материальные аспекты жизни людей, жизнеобеспечение, повседневность и быт, семейную жизнь, процессы социализации и инкультурации, символотворчество, глобальные проблемы человечества, язык и коммуникацию, религию, политику, право, экологию. В отличие от понимания культуры как единой органично связанной системы, в традиции советских времен культура истолковывалась достаточно узко и отождествлялась преимущественно со сферой искусства и художественного творчества.

Система культурологического знания не может и не должна подменяться теорией художественной культуры или эстетикой, поэтому отличительной особенностью культурологии как самостоятельной научной отрасли является системное изучение и интерпретация культуры. Культурологии часто придают статус метадисциплины, ставящей своей основной задачей осмысление пространства культуры как единого целого. Культурология представляет собой универсальное знание о культуре и не сводится к констатации разрозненных артефактов культуры в разные историко-культурные эпохи и в различных локальных социумах. В культурологическом знании более важным является изучение и осмысление социокультурного и историко-культурного опыта, отраженного в продуктах творчества и многочисленных культурных текстах.

До сих пор остается неразрешенной проблема размежевания исследовательских полей теории культуры и культурологии. Но культурология не может исчерпываться только философией культуры как теоретическим осмыслением сущности культуры и проектированием ее идеальной модели. Культурология не ограничивается лишь рефлексивной интерпретацией онтологии культуры и закономерностей развития культуры, а активно апеллирует к знанию, полученному эмпирическим путем.

Таким образом, культурология как исследовательская сфера включает теоретический (философский) и исторический аспекты изучения и интерпретации культуры. Культурологическое знание имеет очень сложную отраслевую иерархию, в которой можно выделить два основных направления – фундаментальное и прикладное. Фундаментальные знания касаются изучения генезиса культуры, сущности, специфики и эволюции различных форм и типов культуры, общих закономерностей развития культуры и выявления особенностей историко-культурных и социокультурных процессов. Прикладные знания связаны с вопросами прогнозирования социокультурного развития, построения культурной политики, разработкой технологий практической организации культурных процессов и управления ими.