logo
павильч а

3.3. Символ в культуре

Важным продуктом творческой деятельности человека является символ, представляющий собой способ духовного освоения мира, образную форму отражения культурной информации и выражения ее смысла. Символ считается разновидностью иконического знака, но не является тождественным ему. Смысловая, функциональная и номинативная дифференциация знака и символа обнаруживается со времен античной культуры. Знак (semeion) соотносили с проявлением и обозначением реалий повседневности, а символ (symbolon) связывали с выражением понятий и категорий сакрального и возвышенного. Символ является более сложной формой отражения культурной информации и отличается многослойностью своей структуры. Символы не только изображают некоторые объекты, в отличие от естественных, функциональных, иконических, конвенциональных, вербальных знаков, но и отражают добавочный смысл. Символ по сравнению со знаком – материальным, чувственно воспринимаемым объектом и находящимся с замещаемым предметом (денотатом) в непосредственной связи – состоит с обозначаемым понятием в ассоциативных, конвенциональных отношениях (гербы, эмблемы, художественные и религиозные символы).

Гегель понимал процесс символотворчества (символическое искусство) как непрерывную борьбу за соответствие между смыслом и образом, как противоречие между духовным и чувственным. Он неслучайно считал, что сфинкс, будучи одним из таинственных символов египетского искусства, “является как бы символом самого символизма” [8, с. 401].

Отличительными особенностями символа являются полисемантичность и подвижность содержания, детерминированные многочисленными социокультурными контекстами, в которых он употребляется. Например, изображение креста в разных дискурсах будет обозначать языческий символ солнца, сияния, христианскую святыню, орудие распятия Спасителя, перекресток, распутье, завершение дела, математический знак сложения и др. Можно также проследить смысловую корреляцию цвета в зависимости от историко-культурной ситуации, религиозных и этнокультурных традиций.

Представитель неокантианства Э. Кассирер считал основой культуры символотворческую деятельность человека, в которой проявляется его способность создавать искусственный мир, где реальность выражается посредством символов (“Философия символических форм”). Он отождествлял культуру с символической вселенной, охватывающей сложную иерархию символических форм. Э. Кассирер придал человеку статус символического животного, поскольку символотворчество является возможностью для гармонизации сущности человека, способом дополнения и компенсации его природной недостаточности. К символическим сферам культуры он отнес язык, миф, религию, искусство, науку и историю, с помощью которых человек упорядочивает и организует окружающий мир.

Символ играет исключительную роль в формировании стилистического облика разных исторических и локальных типов культуры и отражении ментальности эпох и народов. Менталитет (лат. mens ‘ум, мышление’; mentalis ‘умственный, духовный’) как социокультурная категория определяет образное восприятие действительности и особенности символотворчества. С помощью символов запечатлеваются характер и направленность духовной деятельности людей, образное, эмоционально окрашенное видение окружающего мира. По определению О. Шпенглера, “символ есть некая черта действительности, с непосредственной внутренней достоверностью обозначающая для чувственно-бодрствующих людей нечто такое, что не может быть сообщено рассудочным путем” [45, с. 324]. Шпенглер подчеркивал особую роль символизации в выражении индивидуальности души каждой культуры и в этом придавал важное значение прасимволам культуры, порождающим своеобразные культурные формы и кроющимся в архитектуре, искусстве, музыке, государственном устройстве, мифах, религиозных культах, этических нормах, коммуникативных отношениях. В качестве прасимвола египетской культуры О. Шпенглер назвал дорогу, связывающую память о прошлом и заботу о будущем. Архетип материального осязаемого тела был прасимволом античной (аполлонической) культуры и определил ее художественно-стилистические особенности. По мнению О. Шпенглера, пещера символизирует замкнутый и преисполненный тайн и мистицизма мир арабской (магической) культуры.

Этнонациональный аспект символотворчества заключается в способности символа выражать принадлежность культурной реалии к определенной локальной общности людей. Формами репрезентации этнонациональной символики являются языковые единицы, фольклорное творчество, орнамент, государственная символика, традиционная материальная культура и др. Историко-культурное измерение символа проявляется в его способности транслировать информацию об отдельном временном отрезке развития культуры. В каждую историческую эпоху символ является своеобразным следом, фиксирующим особенности духовного освоения мира. Например, сакральный символизм эпохи средневековья – это не просто стилистическая особенность данного исторического типа культуры, но и выражение ценностно-смыслового содержания времени. Ценностное значение, присущее средневековой христианской культуре, аллегорично раскрывается в символической сущности распятия, таинствах христианской церкви, контрастности внешней простоты православного собора и богатства его внутреннего интерьера, иконописных канонах и т.д.

Своеобразный символический язык на протяжении многих веков существования выработал феномен карнавальной культуры. Истоки карнавала уходят в древнегреческие культовые ритуалы, посвященные богу растительности и виноделия Дионису. В древнеримской традиции им соответствовали сатурналии. В основе культовых оргий, радостного ликования и обильных жертвоприношений было поклонение персонифицированным природе и земле, от магического оплодотворения и воли которых зависела урожайность следующего года. Связь карнавала с культом плодородия подтверждается эротически окрашенной символикой карнавальной атрибутики и традиций (маски с фаллическими элементами, имитация шуточных свадеб).

В эпоху средневековья карнавал являлся феноменом неофициальной (низшей) культуры, поскольку в его основе лежало смеховое, развлекательное начало, отождествлявшееся церковью с дьявольской сущностью. Карнавал символизировал протест против несовершенства мира, отражал критику социального неравенства и желание освободиться от власти установленных порядков, подчеркивал равенство людей, независимо от сословного происхождения. Неслучайно традиционными чертами карнавала стали этический и речевой произвол. Карнавал выстраивал эмоциональный образ перевернутого мира, в котором отражались представления об идеальной модели социального устройства. Это подтверждается ряженьем в костюмы и маски противоположных сословий. В изобилии еды и питья во время нескольких дней карнавальных празднеств выражалось желание всегда жить в достатке. Своеобразным символическим атрибутом карнавала является смех, казнящий несовершенство мира. Элементы карнавальной символики, наиболее ощутимые в маскарадах, переодевании, игровых импровизациях, интимной окраске ритуалов и вседозволенности действий, отразились в восточнославянских колядных обрядах, масленичных и купальских празднованиях.