logo
павильч а

3.4. Основные функции культуры

Функции культуры выражают ее социальное предназначение. Любая социокультурная система, независимо от ее пространственно-временных особенностей, выполняет совокупность универсальных и тесно взаимосвязанных функций. Функционирование культуры связано с процессами производства, воспроизводства, распространения и сохранения продуктов творческой деятельности.

Адаптационная функция культуры позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде. Мир культуры создает необходимые условия для полноценной жизнедеятельности и безопасного существования человека. Преобразуя мир природы в соответствии со своими биологическими, материальными и духовными потребностями, люди не только обеспечивают себе комфортное бытие, но и проявляют возможности реализации творческого потенциала и самовыражения.

Функция социализации и инкультурации выражается в непрерывной адаптации человека к условиям социальной системы и овладении личностью культурной компетентностью. В целом процессы социализации и инкультурации неразделимы и органично переплетены, поскольку охватывают разные сферы социальной коммуникации (повседневное освоение социокультурного опыта, воспитательную практику, формальное и неформальное образование), способствующие вхождению индивида в социокультурное пространство.

Социализация предполагает приобщение человека к принципам функционирования общества, освоение социальных статусов и ролей, принятие условий, норм и установок, определяющих основы жизнедеятельности людей. Инкультурация личности представляет собой процесс усвоения культурного опыта, коммуникативных стратегий, ценностных доминант, знаний и умений, традиций, необходимых для адаптации к определенной социокультурной ситуации. Модели и пути социализации и инкультурации могут определяться разнообразными историческими, общественными, религиозными, этнокультурными факторами.

Социализация и инкультурация характеризуются педагогической сущностью, так как их идеальной целью является формирование целостной личности и передача жизненно необходимых знаний и опыта. Если учитывать то, что многие ресурсы культуры обладают богатым воспитательным и образовательным потенциалом, то целесообразно специально выделять педагогическую функцию культуры.

Компенсаторная, или рекреативная (лат. recreatio ‘возобновление, выздоровление’), функция культуры обеспечивает человеку возможность для релаксации, отдыха от повседневных проблем, помогает отвлечься от привычной деятельности, снять напряжение, возобновить жизненные силы. Компенсаторную роль выполняют праздники, развлечения, игры, спорт, туризм, искусство, религия. Учитывая разнообразие компенсаторных форм культуры, следует заметить, что одновременно с их рекреативной сущностью могут реализоваться и другие полифункциональные аспекты: эстетический, гедонистический, игровой, мировоззренческий.

Аккумулятивная (лат. accumulatio ‘накопление’) функция связана с процессом накопления и сохранения социального опыта в виде знаний, идей, представлений, разнообразных семиотических моделей, отраженных в конкретных и отвлеченных понятиях. В других вариантах классификации эта функция именуется познавательной, или гносеологической. Все сферы культуры имеют прямое отношение к производству определенного типа знаний (рациональных, научных, иррациональных, эзотерических, художественных, или образных).

Информационно-коммуникативная функция имеет отношение к трансляции результатов познания мира и человека. Понятие коммуникация отличается многозначностью, так как одновременно является синонимичным словам общение, взаимодействие и обозначает один из аспектов взаимодействия, связанный с передачей информации или сообщения. Сравним: англ. communication ‘сообщение, коммуникация, связь, средство сообщения’ восходит к лат. communicatio ‘сообщение, беседа, передача, разговор’ (от лат. communicare ‘делать общим, связывать, соединять, сообщать’).

Трансляция информации может осуществляться как между разными культурными эпохами (по вертикали), так и между разными социальными системами, структурами и группами в одном временном пространстве (по горизонтали). Потребность людей в коммуникативных средствах и системах, позволяющих отражать представления об окружающей действительности и устанавливать взаимные контакты, была очевидна с момента возникновения архаических обществ. Наидревнейшим механизмом трансляции знаний о мире и способом закрепления норм взаимодействия в социуме были мифы, предания, традиции, ритуалы. Более стабильные коммуникативные системы появились в период ранних цивилизаций (письменность, религия, торговля). Развитие индустриального общества способствовало возникновению и функционированию средств массовой коммуникации.

Канадский ученый М. Мак-Люэн связывал степень и характер развития коммуникативных средств с особенностями исторического развития общества. Он считал, что смена историко-культурных эпох сопровождается совершенствованием коммуникативных средств. В исторической эволюции коммуникативных систем он выделил четыре эпохи, каждая из которых отличается от предыдущей качественно новым содержанием: эпоха дописьменного варварства, тысячелетие фонетического письма, гутенберговская галактика, современная электронная цивилизация.

Интегративная функция культуры облегчает коммуникативные процессы в обществе. Языковое единство, общность этнонационального происхождения, религиозных взглядов, интересов и убеждений способствуют сближению и сплочению людей в отдельных социальных системах, субкультурах, группах, организациях.

Латентная (лат. latere ‘скрывать’) функция культуры, или дисфункция, указывает на способность культуры не только к адаптации и интеграции людей, но и к их разобщению. Осваивая пространство культуры, человеку постоянно и неизбежно приходится ощущать контраст между привычным и незнакомым, разграничивать свое и чужое, которые нередко воспринимаются как прямо противоположные, замкнутые и взаимоотрицающие миры. К существенным основаниям, обусловливающим дифференциацию своего и чужого, относятся такие многочисленные факторы, как территориально-региональный, расовый, этнонациональный, конфессиональный, демографический, гендерный, идейно-мировоззренческий, социальная стратификация, интересы, уровень образования, степень инкультурации и др. В размежевании своего и чужого серьезное значение имеют системы разрешений и запретов, которые определяют нормы жизнедеятельности, модели поведения и особенности коммуникации людей в разных регионах, этнонациональных и конфессиональных типах культуры. Все народы так или иначе проводят границу между своей этнокультурной действительностью и непривычным им окружением и, ощущая и осознавая существенные отличия в образе жизни, ментальности, религиозных взглядах, нормах и табу чужих, выстраивают свое отношение к ним. Как подтверждают факты и обстоятельства современной действительности, почву для ксенофобии часто создают не столько сами межкультурные и конфессиональные различия, сколько обобщенные, искаженные и невежественные представления о других.

Поскольку дисфункция культуры неизбежна, то возможность полноценного и эффективного межкультурного диалога зависит от степени взаимной толерантности к другим. Как заметил Г. Гессе, “у каждой эпохи, у каждой культуры, у каждой совокупности обычаев и традиций есть свой уклад, своя, подобающая ей суровость и мягкость, своя красота и своя жестокость, какие-то страдания кажутся ей естественными, какое-то зло она терпеливо сносит” [11, с. 453].

Нормативно-регулятивная функция в системе культуры заключается в реализации упорядочивающей и регулирующей сущности нормы. Нормы отождествляются со стандартами социокультурной деятельности, системой разрешений и запретов на совершение определенных действий. Они функционируют в разных сферах культуры и жизнедеятельности человека и предназначены для обеспечения стабильности, предотвращения субъективной и свободной интерпретации обстоятельств.

В зависимости от социального статуса, степени актуальности и содержательных характеристик различают несколько видов культурных норм. Институциональные нормы разрабатываются и устанавливаются определенными социальными институтами, организациями и учреждениями, закрепляются в государственных законах и постановлениях, правовых кодексах и актах, религиозных догмах, канонах и уставах, языковых грамматиках и академических словарях и при их нарушении сопровождаются ответственностью или коммуникативными неудачами. Конвенциональные (неписаные) нормы закрепляются взаимной договоренностью и традицией, касаются чаще всего нравственного поведения, дружеских, супружеских, семейных отношений. К ним также относятся этнические нормы, которые формируются стихийно на ранних этапах развития этнических общностей, отражаются в принципах хозяйственного и семейного уклада, народных традициях, обычаях, нравах, религиозных представлениях и в процессе исторической эволюции подвергаются трансформации и ассимиляции, вытесняясь содержательно новыми аналогами. Особую группу составляют эталонные нормы культуры, которые выступают в качестве образцов для подражания и реализуются в религиозных текстах, правилах светского и религиозного этикета, произведениях фольклорного творчества, художественной литературы и искусства.