5.7. Западная культура хiх в.
Культура XIX в. развивалась в условиях невероятной политической и социально-экономической активности в мире. Особенности социокультурной действительности в западном обществе были определены кризисом феодализма, колониальными захватами и войнами, национально-освободительным движением, интенсивным ростом экономического потенциала, появлением многочисленных научно-технических изобретений. Результатом реакции на политические и экономические изменения в мировом пространстве стала динамичность художественно-эстетических направлений, быстрая смена философских систем и школ, усиление субъективного начала и социально-критического содержания искусства. Проблемы культуры не ограничивались философским изучением и осмыслением и постепенно составили сферу исследовательских интересов многих гуманитарных наук.
Основным художественным направлением первой половины XIX в. являлся романтизм (фр. romantisme). Задолго до появления этого термина в современном понимании определение романтический (англ. romantic ‘романтичный’) обозначало поэтические и стилистические особенности литературных произведений на романских языках, в частности рыцарских романов с элементами авантюрности, необычности, возвышенности идеалов. Становление романтизма как философско-эстетического явления обусловлено кризисом просветительских идей, предрекавших разумное социальное устройство. Романтическое движение явилось реакцией на буржуазную действительность, защищало свободу, независимость, творческую индивидуальность и богатство духовного мира личности. Философско-эстетические принципы романтизма наиболее полно отражены в творчестве немецких романтиков И. Фихте, Ф. Шлегеля, А. Шлегеля, Ф.В. Шеллинга, Новалиса, Э.Т.А. Гофмана, К. Брентано.
В романтизме отразилась попытка возрождения поэтического видения мира и создания новой реальности с помощью языка искусства, что подтверждается лиризмом, утонченным интересом к фольклорным истокам и мифологии как образным первоначалам красоты и духовности. Обращенность к героическому прошлому и распространенный в романтизме мотив странствия в дальние страны выражают неудовлетворенность социальной действительностью и попытку бегства от реальности. Вершины романтического творчества достигли произведения Дж.Г. Байрона, В. Гюго, Г. Гейне, В. Скотта, Ф. Купера, Г. Сенкевича, А. Мицкевича, Э. Делакруа, Т. Коуля, Ф. Гойи, Т. Жерико, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, М. Глинки и др.
Отличительными чертами романтического героя являются его трагическое одиночество, замкнутость в себе, индивидуализм и бунтарство. Пессимистические мотивы и обостренная меланхолия в поэтике романтизма продиктованы неустроенностью бытия личности и неразрешимыми противоречиями человеческой сущности. В романтическом образе нередко воплощались национальные мессианские идеи. Эстетическая категория одиночество является не только поэтическим выражением состояния души романтического героя, которая “несет в себе всю скорбь мира по поводу его несовершенства”, но и символизирует внутреннюю свободу личности и ее охранительную силу в защите от реальности. “Романтический герой оказывается вырван из привычной, обыденной жизни и поставлен в чрезвычайные обстоятельства, в которых раскрывается мощь его духа. <…> Это герой гордого одиночества и неприятия несовершенного мира” [4, с. 246].
К середине XIX в. усилились реалистические тенденции в культуре, отличающиеся критикой буржуазного строя и признанием социокультурного окружения в качестве объективного фактора, определяющего модель жизнедеятельности и поведения человека. Реализм (фр. realisme) противостоял эстетике романтизма и стремился к объективному отражению действительности. Реализм отказался от просветительской концепции естественной природы человека и делал акценты на социальной детерминации его сущности. Идеалом реалистического искусства стала гармоничная личность, отдающая предпочтение богатству духа, а не обыденным благам и меркантильным интересам, стремящаяся сохранить свою душевную целостность, волевую прочность, нравственную чистоту в условиях социальных коллизий и порочности мира. Критический реализм XIX в. ввел и разработал диалогичность как новый способ художественной коммуникации, позволяющий представить и обосновать разные взгляды и ценностные позиции героев через полифонию спора. Достаточно распространенным средством обобщения социокультурных явлений и типизации образов в критическом реализме стала сатира. Реалистическое творчество представлено в произведениях О. де Бальзака, Г. Флобера, Стендаля, Ч. Диккенса, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Домье, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле, П. Пюви де Шаванна и др.
Социокультурная действительность второй половины XIX в. обусловила возникновение и распространение явлений декаданса (фр. decadence ‘упадок’), ставших следствием кризисной ситуации в западном обществе. Декаданс был попыткой осмысления противоречивой реальности и выразился в пессимистических настроениях, ощущении духовной утомленности и абсурдности существования, усилении иррационализма и мистицизма в восприятии мира и человека. Реакцией на идейный кризис и ощущения упадка в духовной жизни общества стало искусство декаданса, впоследствии повлиявшее на развитие тенденций модернизма в культуре. Декаданс внес свои коррективы в понимание многих эстетических категорий, обосновывая бессмысленность красоты и гармонии как основных понятий художественного сознания. Мотивы декаданса ранее всего прозвучали в поэзии символизма и живописи импрессионизма, декларировавших индивидуализм, аморальность, и новую эстетику падения.
Искусство импрессионизма (фр. impression ‘впечатление’), получившее свое название под влиянием картины “Впечатление. Восход солнца” французского художника К. Моне, противостояло традиционным эстетическим канонам, отказывалось от подражания действительности и стремилось к интуитивному восприятию мира. Наблюдая за окружающей природой, импрессионисты пытались уловить и воспроизвести мгновения, не поддающиеся рациональному постижению и осмыслению. Импрессионизм характеризовался отсутствием универсальных канонов и вследствие своего кризиса получил дальнейшее развитие в направлениях неоимпрессионизма и постимпрессионизма (Ж.П. Сёра, П. Синьяк, П. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген).
Символизм (фр. symbolisme) выражал разочарование окружающим миром, исключал этическое идолопоклонство и считал невозможность осмысления действительности рациональным путем. Символизм отражал неверие в возможность воплощения идеалов недостижимой, вечной красоты и, обращаясь к творческому воображению, мистицизму и интуиции, пытался проникнуть в тайны мира и постичь общий смысл его отвлеченных образов, отражающих абсолютное измерение бытия (Ш. Бодлер, С. Малларме, П. Верлен, А. Рембо, М. Метерлинк, Р.М. Рильке). В апокалипсических настроениях символизма отразились ощущение заката западной цивилизации и неуверенность в оптимистичной перспективе будущего.
Натурализм (фр. naturalisme; лат. natura ‘природа’) характеризовался стремлением к констатации внешних подробностей окружающей реальности, попыткой “чуть ли не с научной тщательностью поймать действительность в сети искусства” [4, с. 316]. Отличаясь пристрастием к эмпирическому выражению жизни и физиологическим акцентам в художественном творчестве, представители натурализма отказывались от эстетического обобщения и этической интерпретации социокультурной действительности (Э. Золя, Ги де Мопассан).
Эстетизм утверждал абсолютную ценность красоты и обосновывал значимость искусства в избавлении от духовной дисгармонии и бегстве от реальности. Эстетизм видел смысл жизни в наслаждении красотой и провозгласил независимость красоты и искусства от социальной действительности, морали, политики, религии. Концепция эстетизма была изложена в теоретических работах О. Уайльда. Его трактат “Упадок лжи” стал манифестом декадентской эстетики, воспевавшим абсолютность “искусства лжи” и его превосходство над реализмом. Эстетизм как направление в европейской культуре XIX в. ярче всего отразился в литературном творчестве О. Уайльда и М. Метерлинка.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел 1. Культурология как интегративная дисциплина. Основные понятия и категории культурологии
- 1.1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 1.2. Сущность понятия культура
- 1.3. Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Становление и развитие культурологического знания
- 2.1. Становление и развитие культурологического знания с периода античности по эпоху Просвещения
- 2.2. Осмысление культуры в западной философской мысли хiх в.
- 2.3. Культурологические теории хх в. Основные направления современной культурологической мысли
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Морфология культуры
- 3.1. Структура культуры. Культура как система
- 3.2. Семиотическое измерение культуры. Язык и культура
- 3.3. Символ в культуре
- 3.4. Основные функции культуры
- 3.5. Закономерности культурной динамики
- Вопросы и задания
- Раздел 4. Типология культуры
- 4.1. Проблема типологии культуры. Критерии классификации
- 4.2. Региональная, этническая, национальная культуры
- 4.3. Народная культура
- 4.4. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 4.5. Маргинальная культура
- 4.6. Массовая культура
- 4.7. Элитарная культура
- Вопросы и задания
- Раздел 5. Историческая динамика культуры
- 5.1. Генезис культуры. Культура первобытного общества
- Вопросы и задания
- 5.2. Восток как культурная целостность. Цивилизации Древнего Востока
- 5.2.1. Культура Междуречья
- 5.2.2. Культура Древнего Египта
- 5.2.3. Древнееврейская культура
- 5.2.4. Культура Древнего Китая
- 5.2.5. Культура Древней Индии
- 5.2.6. Специфика арабо-мусульманской культуры
- 5.2.7. Становление традиций японской культуры
- Вопросы и задания
- 5.3. Античная культура
- Вопросы и задания
- 5.4. Европейская культура средневековья
- Вопросы и задания
- 5.5. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы и задания
- 5.6. Европейская культура Нового времени
- Вопросы и задания
- 5.7. Западная культура хiх в.
- Вопросы и задания
- 5.8. Истоки культуры восточных славян. Развитие русской культуры
- Вопросы и задания
- 5.9. Историческое развитие и особенности белорусской культуры
- Вопросы и задания
- 5.10. Тенденции культуры хх в.
- Вопросы и задания
- 5.11. Культура современного информационного общества
- Вопросы и задания
- Литература