logo
павильч а

5.2.5. Культура Древней Индии

Древнеиндийская цивилизация формировалась с III тысячелетия до н.э. Самым ранним этапом ее развития был хараппский период (середина III тысячелетия до н.э. – начало II тысячелетия до н.э.), известный по археологическим находкам древних городов Хараппа и Мохенджо-Даро. Главным культурным свидетельством хараппской цивилизации являются предметы разнообразных ремесел, охватывающие бронзовые и керамические изделия, мелкую пластику, ювелирные украшения, гравюры на печатях. С приходом и постепенным расселением в долинах Инда и Ганга индоевропейских племен ариев во второй половине II тысячелетия до н.э. связано начало арийского периода культуры Древней Индии. Арийские племена занимались земледелием и животноводством, изготовлением и обработкой металлов, использовали ирригационные устройства и транспортные средства, внесли важный вклад в развитие математики, астрономии, религиозной философии.

В многочисленных религиозно-философских учениях, возникших в лоне древнеиндийской культуры, заметен интерес к познанию сущности мира и бытия человека. Самым ранним этапом развития религиозной философии является ведийский, получивший название по главному каноническому источнику – Ведам (священное знание). Комплекс ведической литературы формировался с конца II тысячелетия до н.э. по первую половину I тысячелетия до н.э. Согласно преданию, знание Вед извечно воплощалось в священном брахмане – первоначале, космической душе, высшей объективной реальности и творческом начале – и впоследствии было интуитивно обретено мудрецами риши и распространялось в устной традиции. Ведийские тексты относятся к литературе шрути (услышанное свыше), т.е. являются Откровением.

Основу шрути составляют четыре сборника Вед, имеющих культовое предназначение: “Ригведа” (“Книга гимнов”), “Самаведа” (“Книга песен”), “Яджурведа” (“Книга жертв”), “Атхарваведа” (“Книга заклинаний”). К ним примыкают брахманы (прозаические комментарии к Ведам, созданные жрецами), араньяки (лесные книги, предназначенные для отшельников и содержащие медитативно-йоговые наставления), упанишады (букв. сидение у ног учителя – философские истолкования, объяснения религиозного учения).

В соответствии с мифологическими представлениями Вед Вселенная возникла из тела принесенного в жертву космического существа, первочеловека Пуруши (вселенской души, Я). Определяющим принципом мироустройства являлось понятие рита, отождествлявшееся с космическим порядком и предшествовавшее концепциям священных законов кармы и дхармы. На человеке лежит ответственность за постоянное воссоздание и новое жертвоприношение этого космического тела посредством духовных знаний и усилий.

Веды также декларируют и закрепляют божественной волей иерархическое деление общества на варны жрецов (брахманов), воинов и представителей политической власти (кшатриев), ремесленников (вайшьев), неимущих и неполноправных крестьян (шудр). Принадлежность к определенной варне связывается с накопленными в прошлых жизнях заслугами и объявляется объективной реальностью, с которой человек должен смириться, не пытаясь противодействовать судьбе.

В поздневедийской мифологии в качестве верховного божества и демиурга выступал Праджапати (Господин творения), который впоследствии сменился Брахмой – индивидуализированным воплощением, персонификацией высшего объективного начала брахмана. В Ведах образ Брахмы не функционирует в качестве бога-творца. Со временем Брахма утратил свое абсолютное превосходство и наряду с ним как создателем вселенной важное место в пантеоне заняли Вишну (охранитель вселенной) и Шива (бог-разрушитель), которые в индуизме образуют неделимую триаду (тримурти). Она символизирует цикличность изменений в универсуме, воплощает разные состояния и качества природной субстанции (страстность, активность; гармоничность, уравновешенность; инертность, бессознательность). В послеведийский период в образах богов значительно усилились антропоморфные черты.

Индуистская система религиозно-философских представлений складывалась с конца I тысячелетия до н.э. на основе ведийских верований и вобрала в себя предшествовавшие мифологические представления и культовые традиции. В индуизме нет систематизированной догматики и церковной организации. Признавая авторитет Вед, индуизм в качестве субъективного начала и первопричины провозгласил понятие атман. Определяющими условиями индивидуального бытия человека являются карма – закон причинно-следственных связей, фиксирующий заслуги, от которых зависит судьба человека; сансара – цепь перерождений, определяемая заслугами; мокша – цель духовной жизни, предполагающая освобождение от цепи перерождений путем собственного совершенствования; дхарма – выполнение требований духовной жизни или соблюдение своих обязанностей.

Главными письменными памятниками послеведийского периода являются эпические произведения “Махабхарата” и “Рамаяна”, представляющие сокровищницу классической индуистской мифологии, фольклора и вероучения и относящиеся к литературе смрити (запоминаемое), имеющей статус Священного Предания. Они складывались в устной традиции с середины I тысячелетия до н.э. по первую половину I тысячелетия н.э. (записи появились в первые века н.э.). “Махабхарата” представляет собой монументальное эпическое произведение, включающее 18 книг, и не поддается целостному анализу, поскольку состоит из множества сказаний, легенд фольклорного характера, не связанных непосредственно с основным сюжетом. Центральным эпизодом “Махабхараты” является повествование о сражении двух ветвей одного рода БхаратыКауравов и Пандавов, борющихся за власть. Реальные образы воинов получают аллегорический смысл противоборства священного закона дхармы (пандавы) необузданным силам беспоряка и дисгармонии (кауравы). Выразителем божественной воли и советчиком пандавов выступает Кришна, являющийся аватарой (воплощением) Вишну на земле.

Значительно уступая по своему объему “Махабхарате”, “Рамаяна” является одним из самых ранних собственно поэтических произведений на языке санскрит. Основу “Рамаяны” составляют жизнь, приключения и любовь находящихся в изгнании Рамы и его жены Ситы. Рама становится воплощением бога Вишну, Сита – воплощением его супруги Лакшми. Счастливый финал поэмы также символизирует закономерное торжество дхармы и ее противостояние силам зла.

В VI в. до н.э. в Индии возник буддизм, впоследствии ставший одной из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. На его развитие существенно повлияли религиозные традиции индуизма и брахманизма, но в отличие от них буддизм не стал религией избранных, привилегированных социальных кругов и приобрел демократический характер. Основателем буддизма и создателем монашеской общины Сангхи является Сиддхартха Гаутама, который, обретя просветление священным знанием о путях спасения человека от оков сансары, проповедовал четыре благородные истины, составляющие основу вероучения, или дхармы – вечной истины. Согласно буддийским представлениям, человек в иерархии вселенной занимает особое место, поскольку только он имеет непосредственную возможность достижения нирваны – свободы от перерождения и страдания – в зависимости от заслуг, накопленных им в течение многих жизней (кармы). Причина страданий лежит не во внешних обстоятельствах, а в поступках, желаниях, мыслях, словах и действиях людей, приводящих к благой или дурной карме. Согласно законам кармы, судьба человека определяется результатами его собственных поступков в прошлом и настоящем.

В буддизме различают два разных направления, отличающихся взглядами на возможности и условия достижения нирваны (состояния архата): хинаяна и махаяна. Представители хинаяны (малой колесницы) придерживаются строгих ортодоксальных взглядов и считают, что состояние нирваны может быть обретено только в результате строгого аскетического образа жизни и соблюдения монашеской дисциплины. Приверженцы махаяны утверждают возможность освобождения от страданий и для верующих-мирян, при этом полное стремление к нирване считают эгоистичным. Общим каноническим первоисточником в буддизме является Трипитака, или Три корзины (в письменной традиции с I в. до н.э.), тексты которой для хинаянской школы существуют на языке пали, а для махаяны на санскрите.

Ф. Ницше, осуждая христианство, считал буддизм “единственной истинно позитивистской религией, встречающейся в истории”, поскольку отличается демократичностью, объективной постановкой проблем, не содержит “никакого категорического императива, никакого принуждения вообще, даже внутри монастырской общины” [28. Т. 2, с. 649–650]. Главное отличие буддизма от христианства, несмотря на их типологические сходства по ряду аспектов, он находил в отсутствии излишнего формализма и в широких возможностях реального духовного и физического совершенствования личности. Это, в свою очередь, выражается в усиленной духовной жизни, длительном пребывании в области понятий и логических процедур, отсутствии самообмана моральных понятий, понимании доброжелательности как требования здоровья, предписаниях жизни на свежем воздухе, умеренности и выборе в пище, осторожности относительно спиртных напитков, предусмотрительности по отношению ко всем аффектам, связанным с физиологическим функционированием. К условиям, располагающим к распространению буддизма в Юго-Восточной Азии, Ф. Ницше отнес “чрезвычайно мягкий климат, кротость и либеральность в нравах, отсутствие милитаризма” [28. Т. 2, с. 650].

В последующие периоды истории особенности культурного развития Индии были предопределены арабским господством, распространением ислама и его влиянием на развитие искусства, архитектуры и образ жизни населения.