logo search
Учебное пособие -2

3.1. Н.Я. Данилевский

Среди многочисленных концепций имеет смысл выделить теорию культурно-исторических типов русского философа, культуролога Н. Я. Данилевского (1822—1885), изложенную им в книге «Россия и Европа» и оказавшую большое влияние на современную западную философию культуры. Это теория множественности и разнокачественности человеческих культур (или цивилизаций), что противоречит европоцентристской и линейной концепции мировой культуры.

Согласно теории Н.Я. Данилевского, человечество отнюдь не является чем-то единым, «живым целым», оно скорее представляет собою живую стихию, отлитую в формы, аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм и есть «культурно-исторические типы», имеющие свои линии развития. Между ними имеются общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, которое существует только в народности.

Н.Я. Данилевский разделил все самобытные цивилизации на три класса: положительные деятели, отрицательные деятели и служащие чужим целям созидания. К первому классу, содействовавшему прогрессу человеческого духа, по его мнению, относятся: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская) и бурятская. К ним еще следует добавить не успевшие завершить своего развития мексиканскую и перуанскую цивилизации. Второй класс образуют отрицательные культурно-исторические типы, которые помогают «испустить дух борющимся со смертью цивилизациям» (гунны, монголы, турки и др.). К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации, коим не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизаций «в качестве этнографического материала» (финны и др.).

Оригинальность основной идеи Н. Я. Данилевского состоит в том, что отвергается единая нить в развитии человечества, отвергается мысль об истории как прогрессе некоего общего или «мирового» разума, некоей общей цивилизации, которую отождествляют с европейской. Такой цивилизации просто нет, существует множество развивающихся отдельных цивилизаций, каждая из которых вносит свой вклад в общую сокровищницу человечества. И хотя эти цивилизации сменяются и исчезают, человечество живет, постоянно пользуясь этим общим сокровищем и становясь все более богатым.

Одним из сторонников позиции Н Я. Данилевского был известный писатель, дипломат и историк К. Леонтьев (1831—1891), который вошел в культурологию как автор сборника «Восток, Россия и славянство». Разделяя в общем концепцию «замкнутого» развития культур Н.Я. Данилевского, К. Леонтьев, в отличие от него, принадлежность к тому или иному культурно-историческому типу связывал не столько с национальной, сколько с религиозной конфессией. Так, создание русско-славянского типа культуры он объясняет усилением православия и возвращением к державному византизму на Руси. В этом К. Леонтьев предвосхитил концепцию локальных культур А. Тойнби.