logo
Учебное пособие -2

4.5. Культура Западной Европы Нового времени

Новое время – с ХУ11 до начала ХХ века – это историческая эпоха, когда культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую обычно имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом как особом типе культуры.

Реформация, начавшаяся в эпоху Возрождения, проложила дорогу к переосмыслению догматов христианства и изменила духовную атмосферу в обществе. В борьбе с церковью были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Он считал, что наука должна строиться на наблюдениях и экспериментах и пользоваться математическим языком. Именно на основе этой методологии Ньютон создал классическую механику. Выдающиеся мыслители ХУ11 века – Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. – освободили философию от схоластики и повернули ее лицом к науке. Основой философского познания для них стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Европейская культура стала культурой светской: религия в ней существует как одна из ее областей, различным образом взаимодействующая с другими областями, но не господствующая над ними.

С ХУ11 века берёт начало и другая особенность культуры Нового времени – ее многонациональность, многоязычность. Средневековая латынь уступила место национальным языкам, что обогатило европейскую культуру традициями и опытом народного творчества, с одной стороны, и сделало достижения культуры более доступными для народов Европы, с другой. Начался подъем национальных культур, что стало базой развития общеевропрейской культуры, единой в своем многообразии. В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых находят выражение два художественных стиля в европейском искусстве того времени – барокко и классицизм. Контакт и взаимодействие культур – это одно из решающих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире.

Люди ХУ111 в. называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетом церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В ХУ111 в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту ментальности людей этого века. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской или научной деятельности, в свободе мысли – путь культурного и социального прогресса.

В деятельности просветителей было отчетливо видно стремление перестроить общество и производство на основе научных выводов. Масса нового материала обогатила общественные науки. Развитие экспериментальных исследований, установление количественных соотношений между явлениями природы, их точное математическое выражение, способность человеческого разума понять и использовать законы природы, создание новых техники и технологий приводили к изменениям в мироощущении людей того времени. Люди оказались настолько смелыми, что вторглись даже в сферу религии. Существование различных вероисповеданий они стали рассматривать как факт, противоречащий разуму. Традиционные формулировки лишь относительны, а не абсолютны, следовательно, нужно было создать рационалистическую религию. Стремление доказать существование Бога средствами разума - деизм- стало очень популярным. Отвергая церковно-религиозные догматы, деисты защищали бытие божества. В формировании рационалистической религии участвовала вся Европа: Юм, Бейль, Руссо, Вольтер, Дидро, Лейбниц, Лессинг и многие другие. Признанный враг веротерпимости - орден иезуитов, в руках которого находилось практически всё образование, - потерял свои позиции и в 1773 году был упразднен папой Климентом Х1У. «Рационалистическая религия» успешно боролась с суевериями - в середине века суды большинства европейских государств отказывались разбирать дела по обвинению в колдовстве.

Новая атмосфера общественного умонастроения привела к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы – «орудия просвещения» – по сравнению с другими эпохами необычайно возросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, - «Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие, как «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Племянник Рамо» Дидро и др.

Век Просвещения (ХУ111в.) определил основные тенденции, сформировавшие облик европейской культуры Нового времени:

индустриализация общественного производства;

буржуазное предпринимательство, которое рождает дух деловитости, практицизма, утилитаризма;

рост авторитета знания, добываемого наукой и философией;

поиск более совершенных форм организации общественной жизни (идеи английской политической экономии, утопический социализм;

сентиментализм и романтизм в искусстве – стили, выражающие различные реакции людей на новые условия общественного бытия.

В Х1Х веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости.