logo
Учебное пособие -2

4.2. Античная культура

Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов - городов-государств – на присредиземноморских землях Эллады и Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н.э. и завершается с падением Римской империи в У веке н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развивается скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей, широко используется труд рабов.

В античной культуре можно выделить основные, наиболее яркие черты:

космизм – космос выступает ее абсолютом. Космос – это не только мир. Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.И если вся окружающая припода прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония;

рационализм – грек созерцал космос, воспринимал его таким, каков он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но, воспринимая его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить всё, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные прапорции гармонической человеческой фигуры;

антропоцентризм – космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Человек- мера всех вещей. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировозрения; боги – такие же люди, только обладающие рядом достоинств и качеств, превышающих человеческие возможности, поэтому храм в этой культуре –это не то место, где человек ощущает свою ничтожность по сравнению с божеством, а наоборот: именно здесь можно ощутить своё величие и встретиться с богами один на один;

агональный характер – состязательный, соревновательный- достижение победы любой ценой, только бы удовлетворить свои собственные амбиции, прославиться и прославить свой полис. Греческий агон характеризует все сферы жизни, но главную роль играли состязания художественные – поэтические и музыкальные, спортивные, конные;

пайдейя – воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становится жизненно важным; таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путем передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека. Воспитание предполагало единство физического и умственного в равной степени – «гимнастического» и «нусического»;

законодательная основа - эта культура пытается достичь гармонии между природным миром и законом; здесь закон – это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону, он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античной культуре, в отличие от многих других, над человеком нет господина, кроме закона;

патриотизм – культ закона рождает превозношение человеческой свободы как отдельного индивида так и целого государства; таким образом, формируется культ гражданства и патриотизм; падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в данной свободолюбивой и независимой культуре воспринималось как смерть, поэтому история античной культуры пестрит постоянными бунтами и войнами;

культура настоящего – античный человек редко задумывался о будущем, а тем более оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить всё , здесь и сейчас;

циклический характер развития – эта культура не стремится к линейности, к прогрессу; античный человек считал, что всего уже добились, нового и лучшего не нужно; в этой культуре нет заданности, целеполагания, но есть повторение.