5.1. Эволюция понятия «цивилизация»
В самом общем виде цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных, ограничения влияния природных инстинктов. Радикальный скачок от животного к человеку изменил принципиально весь мир для человека. Привычные физические предметы и явления в новом качестве обрели совершенно новый смысл и значение. Так, огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, совершенно разные сущности; палка, которая валяется на земле, и палка, которой можно выкапывать коренья, также различные сущности. Приспособление к этому миру новых сущностей человек осуществил с помощью цивилизации, то есть «подогнав», переделав мир под себя. Цивилизация, таким образом, обеспечила человеку физическое выживание.
Однозначной трактовки понятия «цивилизация» вплоть до настоящего времени нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Понятие цивилизации имеет латинские корни. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя крепости или полиса, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения, совместной жизни и нормы вежливости. За пределами крепости жили варвары - нецивилизованные, примитивные дикари.
До XVIII в. мы находим данное понятие только как причастие «цивилизованный» или глагол «цивилизовать». Само же понятие «цивилизация» появилось, по утверждению французского историка Люсьена Февра (1878—1956), лишь в 1766 г. в работах философов-энциклопедистов в рамках созданной ими теории прогресса. Поэтому оно несло в себе отпечаток идей французского Просвещения и понималось как процесс совершенствования общества и государства. Также в работах французских просветителей цивилизация стала пониматься как идеал прогресса - общество, основанное на идеалах разума и справедливости. А в работах Вольтера цивилизация стала отождествляться с хорошим поведением, хорошими манерами человека. После этого появилось выражение «цивилизованный человек». Но в рамках французского Просвещения мы наблюдаем и иное отношение к цивилизации. В работах Ж.-Ж. Руссо можно встретить критику современной ему цивилизации, которая оценивается как этап упадка и деградации, найти призыв отказаться от цивилизации и вернуться назад, к жизни в единстве с природой.
Схожая позиция у немецких просветителей и философов, которые различают понятия внешней и внутренней культуры. При этом под внутренней (подлинной культурой) они понимают духовные нормы и ценности, на которые ориентируются люди в своей жизни, а к внешней культуре они относят мир материальных предметов и явлений, среди которых живет человек. Этот мир и есть цивилизация. В конце XVIII в. начинаются тесные контакты европейцев с иными народами, открывшие многообразие нравов и обычаев, отличных от европейских. Были обнаружены следы великих цивилизаций древности. С одной стороны, это привело к выводу о существовании множества локальных цивилизаций, а с другой - к мысли о возможной гибели цивилизации как локального исторического образования. Подобный вывод поддерживался и разочарованием в революционных идеалах. Тем не менее Франсуа Гизо (1787—1874). попытался снять противоречие между идеей прогресса человеческого рода и многообразием обнаруженных цивилизаций. Он предположил, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - есть еще и цивилизация как прогресс человечества в целом. Цивилизация состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку, и внутреннего, интеллектуального, определяющего его личную природу. Взаимодействие этих двух начал — социального и интеллектуального — есть основа развития цивилизации.
В XIX в. благодаря работам американского антрополога Льюиса Моргана (1818—1881) значение термина «цивилизация» было расширено. Он стал применяться для обозначения одной из стадий исторического развития человечества. Цивилизацией была названа противоположная варварству стадия всемирно-исторического процесса, который представлялся последовательной сменой состояний дикости, варварства и цивилизации. Состояния дикости и варварства предполагали незначительный контроль человека над своим и чужим поведением, низкий уровень развития материального производства. Цивилизация, напротив, означала полный социальный контроль и самоконтроль человека над своей жизнью и поведением, а также достаточно высокий уровень развития производства. Символом этого состояния и стал город, крепость, освободивший человека от власти природы и установивший новый порядок его жизни. Этот шаг был сделан только после появления государства, которое является главным признаком цивилизованности общества.
Таким образом, можно выделить несколько значений понятия «цивилизация»: стадия всемирно- исторического процесса, наступающая вслед за состояниями дикости и варварства и характеризующаяся достаточно высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека; материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей; идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости; прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию; синоним культуры определенного народа в конкретный период времени (локальные цивилизации); период деградации и упадка человеческого общества.
- Федеральное агентство по образованию р ф волгоградский государственный технический университет волжский политехнический институт
- Культурология
- Часть 2
- Учебное пособие
- Раздел 1.Этническая и национальная культура
- 5.1. Эволюция понятия «цивилизация»
- Географический – локализация культур в географическом пространстве;
- 1.2. Нация и национальная культура
- 1.4. Взаимоотношения между национальной и этнической культурой
- 1.5. О способах овладения национальной культурой
- Раздел 2. Региональные культуры
- 2.1. Запад и Восток как два типа культуры
- 2.2. Диалог цивилизаций и культур «Запад-Восток»
- 2.3. Север и Юг
- Раздел 3. Концепции локальных культур.
- 3.1. Н.Я. Данилевский
- 3.2. О.Шпенглер
- 3.3. А. Тойнби
- 3.4. С. Хантингтон
- Раздел 4. Исторические типы культуры
- 4.1. Первобытная культура
- 4.2. Античная культура
- 4.3. Средневековая культура Западной Европы
- 4.4. Культура европейского Возрождения и Реформации
- 4.5. Культура Западной Европы Нового времени
- 4.6. Современная западная культура
- Раздел 5. Культура и цивилизация
- 5.1. Эволюция понятия «цивилизация»
- 5.2. Типология цивилизаций
- 5.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»