logo
Учебное пособие -2

5.1. Эволюция понятия «цивилизация»

В самом общем виде цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных, ограничения влияния природных инстинктов. Радикальный скачок от животного к человеку изменил принципиально весь мир для человека. Привычные физические пред­меты и явления в новом качестве обрели совершенно новый смысл и значение. Так, огонь как стихийный пожар и огонь, за­жженный у входа в пещеру, совершенно разные сущности; палка, которая валяется на земле, и палка, которой можно выкапывать ко­ренья, также различные сущности. Приспособление к этому миру новых сущностей человек осуществил с помощью цивилизации, то есть «подогнав», переделав мир под себя. Цивилизация, таким образом, обеспечила человеку физическое выживание.

Однозначной трактовки понятия «цивилизация» вплоть до на­стоящего времени нет ни в отечественной, ни в зарубежной литерату­ре. Понятие цивилизации имеет латинские корни. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя крепости или полиса, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения, совместной жизни и нормы вежливости. За пределами крепости жили варвары - неци­вилизованные, примитивные дикари.

До XVIII в. мы находим данное понятие только как причастие «цивилизованный» или глагол «цивилизовать». Само же понятие «ци­вилизация» появилось, по утверждению французского историка Люсьена Февра (1878—1956), лишь в 1766 г. в работах философов-энцик­лопедистов в рамках созданной ими теории прогресса. Поэтому оно несло в себе отпечаток идей французского Просвещения и понима­лось как процесс совершенствования общества и государства. Также в работах французских просветителей цивилизация стала пониматься как идеал прогресса - общество, основанное на идеалах разума и справедливости. А в работах Вольтера цивилизация стала отождествляться с хорошим поведением, хорошими манерами чело­века. После этого появилось выражение «цивилизованный человек». Но в рамках французского Просвещения мы наблюдаем и иное отношение к цивилизации. В работах Ж.-Ж. Руссо можно встретить критику современной ему цивилизации, которая оценивается как этап упадка и деградации, найти призыв отказаться от цивилизации и вер­нуться назад, к жизни в единстве с природой.

Схожая позиция у немецких просветителей и философов, которые различают понятия внешней и внутренней культуры. При этом под внутренней (подлинной культурой) они понимают духовные нормы и ценности, на которые ориентируются люди в своей жизни, а к внешней культуре они относят мир материальных предметов и явлений, среди которых живет человек. Этот мир и есть цивилизация. В конце XVIII в. начинаются тесные контакты европейцев с ины­ми народами, открывшие многообразие нравов и обычаев, отличных от европейских. Были обнаружены следы великих цивилизаций древ­ности. С одной стороны, это привело к выводу о существовании множества локальных цивилизаций, а с другой - к мысли о возможной гибели цивилизации как локального исторического образования. Подобный вывод поддерживался и разочарованием в революцион­ных идеалах. Тем не менее Франсуа Гизо (1787—1874). попытался снять противоречие между идеей прогресса человеческого рода и многообразием обнаруженных цивилизаций. Он предположил, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - есть еще и цивилизация как прогресс человечества в целом. Цивилиза­ция состоит из двух элементов: социального, внешнего по отноше­нию к человеку, и внутреннего, интеллектуального, определяющего его личную природу. Взаимодействие этих двух начал — социального и интеллектуального — есть основа развития цивилизации.

В XIX в. благодаря работам американского антрополога Льюиса Моргана (1818—1881) значение термина «цивилизация» было расши­рено. Он стал применяться для обозначения одной из стадий истори­ческого развития человечества. Цивилизацией была названа противо­положная варварству стадия всемирно-исторического процесса, ко­торый представлялся последовательной сменой состояний дикости, варварства и цивилизации. Состояния дикости и варварства предпо­лагали незначительный контроль человека над своим и чужим пове­дением, низкий уровень развития материального производства. Ци­вилизация, напротив, означала полный социальный контроль и са­моконтроль человека над своей жизнью и поведением, а также доста­точно высокий уровень развития производства. Символом этого со­стояния и стал город, крепость, освободивший человека от власти природы и установивший новый порядок его жизни. Этот шаг был сделан только после появления государства, которое является глав­ным признаком цивилизованности общества.

Таким образом, можно выделить несколько значений понятия «цивилизация»: стадия всемирно- исторического процесса, наступающая вслед за состояниями дикости и варварства и характеризующаяся достаточ­но высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека; материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей; идеал общественного развития, под которым понимается об­щество, основанное на принципах разума и справедливости; прогресс человечества и общества в целом, формирующий еди­ную мировую цивилизацию; синоним культуры определенного народа в конкретный период времени (локальные цивилизации); период деградации и упадка человеческого общества.