logo
Учебное пособие -2

4.3. Средневековая культура Западной Европы

Эпоха средневековья (У-ХУ в.в.) характеризуется становлением феодального общества, которое возникло на руинах Римской империи. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело будущее европейской культуры: традиции дряхлеющей греко-римской культуры, дух варварства и христианство (самая могущественная сила).

Христианский Бог резко отличается от богов языческой Эллады. Во-первых, в христианстве мы видим единого Бога в отличие от множества богов-олимпийцев. Во-вторых, христианский Бог есть надмирный творец и властелин мира, в отличие от греческих богов, олицетворяющих мировые силы и подчиненных космическому порядку. В-третьих, христианский Бог – это надмирный Дух, свободно творящий не только природу, но и человека. При этом человек лишь отчасти принадлежит природе, он прежде всего выступает как личность, т.е. сверхприродное «я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Личность есть образ Божий в человеке. Иными словами, в человеке есть что-то божественное, но это «что-то» – не природная сила, а способность быть личностью. Таким образом, христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы.

Все мы – европейцы и американцы – принадлежим к культуре, сложившейся под влиянием христианства в значительно большей степени, нежели под влиянием чего-либо ещё. При этом мы не забываем греческое и латинское наследие, евреев с их Ветхим Заветом.. Но все это – дохристианское (или внехристианское) наследие досталось нам из рук христиан и благодаря их трудам. Спросите себя: почему весь западный мир изучает древнееврейский, греческий и латынь, а египетский знает лишь горстка специалистов? Да дело в том, что египетские идеи, учреждения, обычаи не были усвоены христианской мыслью.

Сколь огромно влияние, оказанное христианством на нашу культуру, можно показать наглядно, если обратиться к технологии и научным открытиям.

Современная технология уходит своими корнями не столько в греческий рационализм, сколько в иудео-христианскую веру в Бога – творца Вселенной. Для греков бог или демон скрывался за каждым кустом, в каждом ущелье, гроте, роднике. Таинственные существа надо было постоянно ублажать, чтобы они не разгневались и не навредили. Только культура, основанная на вере в трансцендентного Бога, могла демистифицировать природу. Только такая культура могла задаться целью покорить природу, заставив её служить интересам человека. Только такая культура позволяла развиваться установкам, руководствуясь которыми монахи стали в 12 веке перекрывать плотинами реки, используя их энергию для водяных мельниц. Конечно, и греки и китайцы использовали свои научные знания, но все же в первую очередь наука была для них отвлеченным занимательным конструированием. Ни технология, ни наука не могли бы существовать без культуры, установки которой обезбожили и десакрализовали природу так, как это сделало христианство.

Основными чертами средневековой христианской культуры являются:

неоднородный характер (как система субкультур: религиозной, светски-аристократической, простонародной (фольклорной), бюргерской (городской);

противоборство двух культур – официальной, церковной и народной, карнавальной;

консерватизм, догматизм и авторитарность системы ценностей, что вело к идейной нетерпимости, к малейшим отклонениям от канона (инквизиция, гонения на еретиков);

типизация и символичность в искусстве: наиболее распространенным литературным произведением были жития святых, в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре – персонажи священного писания; в бесписьменную эпоху, когда Священное писание было лишь на латинском языке, недоступном всем прихожанам, языком христианства становятся пространственные виды искусства («немая проповедь»); икона же выступает в качестве «Библии для неграмотных».

Культурная доминанта средневековой эпохи содержит в себе следующие характеристики: во-первых, это идея совершенства, линейности – человек нуждается в постоянном единении с Богом, ибо только таким способом он может избавиться от своей изначальной греховности, здесь становится ключевой идея духовного возвышения; во-вторых, культура понимается как преодоление ограниченности человека, постоянное «возделывание» собственных способностей, но только «естественных», от природы не испорченных, которые должны быть дополнены верой; в-третьих, принижение разума, пышный расцвет иррационализма и мистики; счастье человека видится в познании Бога, в осознании духовного родства со Всевышним.

Средневековая христианская культура сыграла огромную роль в развитии европейской и мировой культуры: в её лоне формируются особого типа города, зарождаются европейские нации и государства, складываются современные языки, создаются шедевры живописи и архитектуры. Однако она имела и некоторые негативные черты: отрицание любой языческой культуры на многие века похоронило великие произведения античной культуры , консервативная авторитарная политика привела к экономической и политической раздробленности, застою и сплошной неграмотности.

Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианской духовностью. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий человеческий процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам тоже от христианства.