logo
Учебное пособие -2

1.4. Взаимоотношения между национальной и этнической культурой

Взаимоотношения между национальной и этнической культурой сложны и противоречивы.

В национальной культуре всегда присутствует этническая составляющая культура этносов (одного или нескольких), из которых нация образовалась. Можно выделить следующие особенности этнической культуры:

во-первых, является наиболее древним пластом национальной культуры, охватывает, главным образом, сферу быта и несет «обычаи предков». Её черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины. Она непосредственно обусловлена природной средой, поэтому в большей степени сохраняется в деревне, чем в городе;

во-вторых, консервирует архаичные нормы жизни, ориентируется на сохранение «корней»;

в-третьих, тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией (неприязнью ко всему чужому и незнакомому);

в-четвертых, стремится сохранить различия между локальными, местными особенностями быта, поведения, произношения. В отличие от этнической национальная культура полна движения и изменения, открыта для контактов с другими культурами, впитывает в себя их достижения. Национальная культура стремится нивелировать различия между локальными, местными обычаями. Её богатство развертывается на основе развития письменности и образования;

в-пятых, этническое самосознание зависит от происхождения человека, а национальное самосознание зависит от его включенности в семиотическое поле культуры.

Принципы, на которых должно строиться решение национальных проблем в современном мире, четко сформулированы выдающимся языковедом и культурологом конца Х1Х – начала ХХ века И.А. Бодуэном де Куртенэ (1845-1929):

Государство не должно быть национальным, так же как оно не должно быть ни религиозным, ни сословным, ни партийным. Государство должно состоять из территориальных (экономико-географических) автономных образований, но никаких национальных или национально-территориальных автономий не должно быть. Надо отбросить лозунги типа «Литва для литовцев», «Россия для русских».

Бесперспективно и опасно для гражданского мира делить людей на «коренных» и «пришельцев», хозяев и гостей.

Национальная принадлежность человека – это явление социокультурное, а не биологическое. Оно определяется сознательно и индивидуально (а не семьей, государством, не религиозной общиной), аналогично тому, как определяется вероисповедание.

В школах государственный язык должен определяться не государственной властью, а местным самоуправлением согласно воле населения.

Принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства должен быть закреплен Международными документами.

В России последнее время мы часто слышим призывы «возрождения русской культуры». Но что требуется возрождать? Русскую этническую культуру? Дохристианскую, языческую религию?

Следование этому призыву привело бы не к подъему, а к упадку культурного уровня русского народа. Городская культура проникает в деревенский быт вместе с книгами, электричеством и водопроводом, холодильниками и автомобилями. Этническая культура все больше переселяется в музеи. Её надо знать и изучать, но жить надо в современной культуре. Любовь к прошлому прекрасна, когда она вдохновляется любовью к будущему.