logo
Учебное пособие -2

4.1. Первобытная культура

Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейства Homo появились около 4 млн. лет назад, а Homo habelis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) – около 2 млн. лет назад, а Homo sapiens – около 100 тысяч лет назад. Самый древний из известных городов – Иерихон- возник около 10 тысяч лет назад, древнейшие государства образовались на рубеже 4-3 тысячелетий до н.э. Первобытный образ жизни сохраняется и в ХХ1 веке у некоторых племен в Африке, на островах Тихого океана. Но как бы то ни было, ясно одно: эпоха первобытной культуры – самая длительная в человеческой истории.

Для первобытного общества было характерно то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой была неотделима от природных процессов, человек еще не выделял себя из природы, и поэтому культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана главная особенность данной культуры – первобытный синкретизм, т.е. её нерасчлененность на отдельные формы. Другая важная особенность этой культуры – её бесписьменность. Это обуславливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был ещё очень примитивен, главным информационным каналом культуры была, помимо естественно-биологической активности, трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме (без слов). Показ и подражание были основными средствами обучения и общения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал. Подражательность ритуального поведения требовала от каждого индивида следование образцам и исключала творческую самостоятельность. Особую роль здесь играли запреты – табу, охранявшие жизненно важные для существования племени устои коллективной жизни. Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

Развитие языка и речи сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания, и на этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание.

Миф такое мироощущение, в котором слиты воедино вера, вымысел и знания. Миф неразрывно связан с ритуалом: словесная символика мифа вливается в ритуалы и придает им смысл (в том числе и тайный смысл магических ритуалов, доступный только посвященным - колдунам, магам). В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы. Мифы окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры (обряды, пение, танцы, рисунки, татуировки, украшение оружия, предметов домашнего обихода и т.д.). В результате мифология образует атмосферу, в которой зарождаются разнообразные виды первобытного искусства. В мифах закрепляются и освещаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение.

Таким образом, в слитном, недифференцированном (синкретичном виде) первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из неё на последующих ступенях развития общества – религии, искусства, философии, науки.

Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития и более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному. Проследим основные этапы развития культуры в европейском регионе.