logo
Учебное пособие -2

4.4. Культура европейского Возрождения и Реформации

Сам термин «Возрождение» был впервые употреблен итальянским художником и искусствоведом ХУ1 века Дж.Вазари применительно к избразительному искусству и стал означать «возрождение науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, преимущественно у греков». Обращение к античному наследию, однако, не сводилось лишь к его изучению и подражанию ему. Оно было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры – гуманизму.

В центре внимания гуманистов – живая человеческая личность. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а гуманистической «ученостью». Благородным делает человека не принадлежность к знатному роду, а овладение культурой, многогранная светская образованность, опирающаяся на изучение не только христианских, но греко-латинских источников.

Гуманистическая культура Возрождения была элитарной: была доступна только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых в эту эпоху продолжало пребывать в плену средневековой культуры.

Историки культуры выделяют несколько этапов эпохи Возрождения: проторенессанс – Х11-Х1У в.в., ранний – Х1У – ХУ в.в., высокий – ХУ1в., поздний – ХУ11 в. Родина Возрождения – Италия, где творили Данте, Дж. Бокаччо, Джотто ди Бондоне, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Л. Бруни, Л. Валла, Пико делла Мирандолла, Т. Кампанелла, Дж. Бруно, Н. Макиавелли и др. Однако настроения Ренессанса распространяются и на другие страны. Во Франции, Нидерландах, Германии, Англии Возрождение получает название «Северное» ( Ф. Рабле, В. Шекспир, А.Дюрер, П. Брейгель, М. Монтень, Т.Мюнцер, Т.Мор, Э. Роттердамский).

В социальной сфере этой эпохи появляются две главные фигурымелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. И основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники «становятся» всемогущими античными титанами, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысление веры: человек получает возможность творить, которая в эпоху средневековья приписывалась только Богу. Человеку становится более интересной не небесная красота, а земная - мир наполнен божественной красотой, и задача человека познать и отобразить её.

Сильное воздействие на общество в эпоху Возрождения оказала Реформация – народное движение, направленное против католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма. Гуманизм сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль. С одной стороны, Реформация шла по его стопам: гуманизм расчистил путь для Реформации – тем, что подорвал престиж церкви, ослабив её контроль над искусством и возвысив светскую ученость. Но, с другой стороны, Реформация была восстанием не только против католической церкви, но и протитв гуманизма: её фанатической религиозности и крестьянско-бюргерскому умонастроению был враждебен дух интеллектуальной и нравственной свободы, который несла в себе гуманистическая культура Возрождения. Борьба между католичеством и протестантизмом имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию контрнаступлением: усилением действий инквизиции по преследованию инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры и индекса запрещенных книг, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех сторон культура Возрождения задохнулась в удушливой атмосфере религиозной нетерпимости.

Попытка гуманистов синтезировать античную и средневековую культуру привела к созданию культуры необычного оригинального типа: культура Возрождения – это переходная культура. Оригинальность ее заключается в том, что она представляет собою диалог культур. «Ренессанс – это культура общения культур» И если Европа в последующие века сумела построить цивилизацию, занявшую ведущее положение в мире, то немалое значение в этом имеет опыт культурного синтеза, проделанного Возрождением, - опыт усвоения, переработки и соединения в единое целое элементов различных культур.