3.1. Н.Я. Данилевский
Среди многочисленных концепций имеет смысл выделить теорию культурно-исторических типов русского философа, культуролога Н. Я. Данилевского (1822—1885), изложенную им в книге «Россия и Европа» и оказавшую большое влияние на современную западную философию культуры. Это теория множественности и разнокачественности человеческих культур (или цивилизаций), что противоречит европоцентристской и линейной концепции мировой культуры.
Согласно теории Н.Я. Данилевского, человечество отнюдь не является чем-то единым, «живым целым», оно скорее представляет собою живую стихию, отлитую в формы, аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм и есть «культурно-исторические типы», имеющие свои линии развития. Между ними имеются общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, которое существует только в народности.
Н.Я. Данилевский разделил все самобытные цивилизации на три класса: положительные деятели, отрицательные деятели и служащие чужим целям созидания. К первому классу, содействовавшему прогрессу человеческого духа, по его мнению, относятся: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская) и бурятская. К ним еще следует добавить не успевшие завершить своего развития мексиканскую и перуанскую цивилизации. Второй класс образуют отрицательные культурно-исторические типы, которые помогают «испустить дух борющимся со смертью цивилизациям» (гунны, монголы, турки и др.). К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации, коим не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизаций «в качестве этнографического материала» (финны и др.).
Оригинальность основной идеи Н. Я. Данилевского состоит в том, что отвергается единая нить в развитии человечества, отвергается мысль об истории как прогрессе некоего общего или «мирового» разума, некоей общей цивилизации, которую отождествляют с европейской. Такой цивилизации просто нет, существует множество развивающихся отдельных цивилизаций, каждая из которых вносит свой вклад в общую сокровищницу человечества. И хотя эти цивилизации сменяются и исчезают, человечество живет, постоянно пользуясь этим общим сокровищем и становясь все более богатым.
Одним из сторонников позиции Н Я. Данилевского был известный писатель, дипломат и историк К. Леонтьев (1831—1891), который вошел в культурологию как автор сборника «Восток, Россия и славянство». Разделяя в общем концепцию «замкнутого» развития культур Н.Я. Данилевского, К. Леонтьев, в отличие от него, принадлежность к тому или иному культурно-историческому типу связывал не столько с национальной, сколько с религиозной конфессией. Так, создание русско-славянского типа культуры он объясняет усилением православия и возвращением к державному византизму на Руси. В этом К. Леонтьев предвосхитил концепцию локальных культур А. Тойнби.
- Федеральное агентство по образованию р ф волгоградский государственный технический университет волжский политехнический институт
- Культурология
- Часть 2
- Учебное пособие
- Раздел 1.Этническая и национальная культура
- 5.1. Эволюция понятия «цивилизация»
- Географический – локализация культур в географическом пространстве;
- 1.2. Нация и национальная культура
- 1.4. Взаимоотношения между национальной и этнической культурой
- 1.5. О способах овладения национальной культурой
- Раздел 2. Региональные культуры
- 2.1. Запад и Восток как два типа культуры
- 2.2. Диалог цивилизаций и культур «Запад-Восток»
- 2.3. Север и Юг
- Раздел 3. Концепции локальных культур.
- 3.1. Н.Я. Данилевский
- 3.2. О.Шпенглер
- 3.3. А. Тойнби
- 3.4. С. Хантингтон
- Раздел 4. Исторические типы культуры
- 4.1. Первобытная культура
- 4.2. Античная культура
- 4.3. Средневековая культура Западной Европы
- 4.4. Культура европейского Возрождения и Реформации
- 4.5. Культура Западной Европы Нового времени
- 4.6. Современная западная культура
- Раздел 5. Культура и цивилизация
- 5.1. Эволюция понятия «цивилизация»
- 5.2. Типология цивилизаций
- 5.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»