Специфика архаического мифа
Миф – самая ранняя форма познания, которая строилась на дологическом способе мировосприятия, способе объяснения происходящих природных и социальных процессов через призму эмоциональных, чувственных ощущений.
Первобытный человек еще не выделял себя из мира природы и переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность и т.п.
Диффузность первобытного мышления проявилась и в неотчетливом разделении субъекта и объекта, материального и идеального, вещи и ее атрибутов. Все это приводит к формированию особого символического пространства, через которое и происходит осознание окружающего мира. Таким образом, мир населяется различными образами, духами, наделенными сверхъестественными (магическими) свойствами.
Самой ранней формой первобытного мифа является тотемизм.
Поскольку способ организации общества кровнородственный (степень солидарности, любого типа обязательств и форм поведения одного человека по отношению к другому зависят от степени близости их кровного родства), возникает вера в то, что мир людей и мир природы так же наделены кровнородственными связями.
Тотемизм – вера в глубокое родство и даже тождество всех членов рода с особями определенного вида животных. Этот вид животных является тотемом данной группы людей и, тем самым, каждого из его членов. В тотемизме в наглядной форме выражено единство всех людей, составляющих данное объединение, и в то же время их отличие от других (чужих, не входящих в тотем), а также от членов всех других человеческих групп. Слово тотем (произошедшее от «ototemon» индейцев оджибве, которое переводят как «его род») можно проинтерпретировать трояко. Все три значения будут иметь отношение к символике крови (идее кровного родства). Тотем – это зверь-предок. В этом смысле, как живой зверь, так и его изображения становятся знаками-носителями социального смысла. До наших дней тотемистические представления дошли в виде сказок и повествований о животных, наделенных речью и разумом.
Анимизм предполагает дополнительно представление о душе и духах, т.е. отражает процесс разделения материального и идеального.
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей