Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
Исследование одной из наиболее актуальных проблем современности – проблемы взаимодействия общества и природы в условиях глобального экологического кризиса, позволит акцентировать внимание будущих технических специалистов на ответственность за принятие важных инженерных решений и осознать роль инженера в решении современных экологических проблем и сохранения природы.
На разных этапах истории люди по-разному нуждались в природе и видели её по-разному, создавая те её образы, которые отвечали степени развития цивилизации. В этих образах (мифологических, религиозных, художественных…) они неизменно познавали себя через природу и природу через себя, соотносили себя с ней.
Что же мы понимаем под природой? В справочниках понятие «природы» толкуется в различных значениях, в том числе как:
весь мир, и стоит в одном ряду с понятием Материи, Вселенной;
совокупность естественных условий существования человечества.
Действительно, человек – единственно живое существо, способное выделить себя из всей окружающей природы, превратить её в объект своего изучения. В борьбе против «подавляющей мощи природы» люди и создали культуру. «…В конце концов, главная задача культуры, её подлинное обоснование – защита нас от природы» (З. Фрейд).
В то же время природа непосредственно воздействует на человека, влияя на формирование национального характера, культурного архетипа. Как носитель культурных традиций она соединяет поколения; формирует этические и эстетические идеалы; является символом восприятия жизни, мира, Родины; способствует совершенствованию человека, его очищению; учит ответственности за «братьев меньших», обеспечивает жизнедеятельность человека; является основой для творческого вдохновения писателей, художников, музыкантов.
Изучение природы никогда не было чисто абстрактным, оно всегда совпадало с её практическим освоением, использованием её благ. Менялся человек и менялось его отношение к природе как к среде обитания, на разных этапах истории человечества.
В эпоху первобытности слитность человека с природой ещё не была нарушена. Человек не просто жил за счёт природы, но и чувствовал себя её неотъемлемой частью.
В эпоху древних цивилизаций религия и философия стремились закрепить и обосновать это единство.
В средние века начинает осознаваться новое потребительское отношение к природе. Его истоки закладываются в христианской традиции, по которой человек был сотворён по образу и подобию Божьему, а природа создана для человека. Человек всё больше выступает в роли хозяина природы.
Великие географические открытия эпохи Возрождения, исследования в области астрономии, механики изменили представления о мире. Мир предстаёт сложным механизмом, человек отделяется от природы, а природа становится объектом человеческого знания и способом удовлетворения материальных потребностей. Моральное освобождение личности, освоение новых земель, технические достижения разбудили частную инициативу. Всё это способствовало перестройке всего хозяйственного уклада общества, росту промышленности, демократизации общества, появлению капиталистических государств.
В эпоху Нового времени окончательно формируется сугубо утилитарное отношение к природе, «деятельная борьба с ней», стремление в возможно короткий срок «взять у неё всё, что возможно». Если в обществе действовала система запретов – норм права и морали, то в отношении природы «всё было дозволено», правомерны были любые действия, если они сулили прибыль. Природа перестала считаться храмом. Человек стал считать себя её господином.
Потребительское отношение общества к природе подтолкнуло научную общественность по-новому взглянуть на эту проблему и выявив их глубокую взаимосвязь. «Человек и культура неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает» (А. де Бенуа). «Человек – дело рук природы, он существует в природе, он подчиняется её законам» (П. Гольбах). «Не будем, однако, слишком обольщаться относительно побед человека над природой. За каждую такую победу она мстит нам… Каждая такая победа приносит ожидаемые результаты, но и оказывает... различные непредсказуемые эффекты, перечёркивающие зачастую всё положительное» (Ф. Энгельс).
Негативные последствия не заставили себя долго ждать. Человечество уже в XX в. вступило в эпоху глобального экологического кризиса.
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей