logo search
ISTORIYa_anya_ISKUSSTV

87. Творчество Эль Греко

ЭЛЬ ГРЕКО Доменико (Доменикос Теотокопулос) (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи.

Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано.

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», «Исцеление слепого, портреты: миниатюриста Джулио Кловио, рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, «Мальчик, раздувающий лучину», Национальный музей Каподимонте).

Испанский период. Алтарные картины 16 в. Искусство Эль Греко — уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя византийские традиции, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма, порождено кризисным временем. Мир его образов, соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, связан с субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, рисунок, ритм, передача пространства, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок; в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие кажутся словно потускневшими.

Первые полученные в Испании заказы — картины для алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (центральная композиция «Вознесение Марии», «Эсполио» для сакристии толедского собора — еще хранят отзвуки итальянского искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической традиции и обнаруживают необычность изобразительных приемов.

В огромной картине «Мученичество св. Маврикия» изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными, что это произведение Эль Греко вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его окружения, поклонников академического эклектизма.

Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо, городе инквизиции и монахов, старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Его религиозно-философским воззрениям неоплатонизма оказалась близкой избранная среда толедского общества. Слава Эль Греко в Толедо достигла вершины после создания им в 1586-1588 картины «Погребение графа Оргаса» для скромной приходской церкви Сан Томе.

Алтарные картины, портреты рубежа 16 — начала 17 в. В конце 1590-х — начале 1600-х годов Эль Греко создал огромные (разрозненные ныне по музеям мира) алтарные ансамбли для капеллы Сан Хосе в Толедо, для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе, для Коллегии августинцев в Мадриде, основанной Марией д'Арагон; камерные лиричные композиции («Святое семейство»); образы святых; замечательные портреты.

Его изображения апостолов (серии так называемых апостоладос), мучеников, аскетов, подвижников объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины.

Запечатлены различные проявления характера, сильно вытянутые фигуры кажутся бесплотными на фоне сумрачного Толедо («Святой Франциск и Святой Андрей», «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист») или получают глубокое психологическое преломление в полуфигурах кроткого апостола Петра и убежденного проповедника апостола Павла с огненным.

Созданные Эль Греко портреты толедских современников — аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, — наполнили живопись Испании психологическим богатством. Будучи чужестранцем, художник остро почувствовал и сам тип этих людей, и их манеру держаться. Один из ранних — «Портрет кавалера с рукой на груди»— словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени.

Олицетворением мыслящей Испании предстает безупречный по чувству живописной формы «Неизвестный», жестокой и властной силы — главный инквизитор Ниньо де Гевара, творческого вдохновения — поэт-мистик Ортенсио Парависино.

В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. Одна из линий связана с темой мистического экстаза («Пир у Симона-фарисея»), ликующего небесного полета в вихре света и цвета («Вознесение Марии»), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур («Встреча Марии с Елизаветой»).

Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в «Молении о чаше, то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в «Лаокооне» — единственной картине мастера на мифологический сюжет.

Теме «апокалипсиса» посвящена самая необычная и смелая картина «Снятие пятой печати» с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи.

Произведением глубокого философского смысла предстает образ города-мира с его призрачной жизнью в знаменитом пейзаже «Вид Толедо», от которого веет величием космического характера.

Эль Греко не имел последователей, его искусство в течение трех столетий было предано забвению. Открытие его в начале 20 в. превратилось в сенсацию. Попытки представить Эль Греко как предшественника авангардистских течений сменились в последние десятилетия более серьезным, объективно-научным подходом к его искусству, нерасторжимо связанному с породившей его художественной эпохой.