logo search
Чистюхин И

Глава 3. Формально-композиционный анализ

Формально-композиционный анализ является одним из важных этапов в разборе драматургического произведения. Он является разбором внешнего строения пьесы и принципов этого построения. Но дело в том, что до сегодняшнего дня подобного анализа, как такового не существовало в теории драмы, между тем в его необходимости не приходиться сомневаться. Теория музыки, например, имеет такой предмет, как «Анализ музыкальной формы» и соответствующий учебник - «Строение музыкальных произведений». Анализ музыкальной формы является неотъемлемой частью любого исследования в музыке, а теория драмы лишена такой возможности. Мы посчитали необходимым иметь подобный анализ в теории драмы. В данной главе предлагается авторская концепция формально-композиционного исследования драматургического произведения. Его название составляют два понятия, на которых строится анализ внешнего строения пьесы: «форма» и «композиция». По существу же, формально - композиционный анализ изучает:

  1. Язык изложения.

  2. Форму изложения (жанр).

  3. Композицию событий.

  4. Формальное построение (деление на акты, действия, явления).

В изложении данной темы мы постараемся осветить не только этапы применения анализа в работе над пьесой, но и принципы его организации. Кроме того, постараемся, насколько это возможно, рассмотреть некоторые элементы анализа на примере пьес отечественного и зарубежного репертуара (их список в конце главы). Начнем мы с формы изложения материала не только в драме, но и в литературе, т.е. в попытке описать и передать некое действие. Вопросы же композиции мы рассматриваем в отдельной главе.