65. Творчество Сандро Боттичелли
Почти ничего не
известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку и
действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался
ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. По-видимому, он
был учеником известного живописца Филиппе Липпи, в мастерской которого он
мог работать между 1465—1467 годами. Не исключена также возможность, что
Боттичелли некоторое время, в 1468 и 1469 годах, работал у другого
известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио. В 1470
году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял
полученные заказы.Искусство Боттичелли за последние сто
лет после его “открытия” оказалось слишком перегруженным всевозможными
литературными, философскими и религиозными ассоциациями и комментариями,
какими его наделили художественные критики и историки искусства
Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним - в мужественной
энергии, другим — в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень
редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно
хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV
века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому
осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы
человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах
меланхолической мечтательностью, порывы веселья — щемящей тоской, спокойная
созерцательность — неудержимой страстностью.
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но
вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из
самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма.
Его композиции перегружены фигурами, а их пространственное построение
условно и часто лишено ясного единства; его колорит иногда страдает
типичной для флорентинцев жесткостью, а в рисунке и пластической
моделировке форм он явно пренебрегает реалистическими завоеваниями своей
школы. Из всех средств художественной выразительности от отдает
решительное предпочтение только одному—линии. Линия служит главным средством построения фигур
и главным средством их эмоциональной выразительности, линейный ритм
связывает отдельные части в единую композицию. В позднем творчестве Боттичелли эта
особенность его искусства достигает своего критического апогея и тогда язык
мастера приобретает дисгармонирующую остроту: угловатые и как бы невесомые
фигуры скользят вдоль плоскости картины, изгибаясь и вибрируя от
внутреннего напряжения, подчиняясь в своих движениях капризному ритму
линий, то стремительно взлетающих упругими волнами, то рассыпающихся
мелкими складками.
Два момента сыграли решающую роль в идейном формировании художника —
его тесная близость с гуманистическим кружком Лоренцо Медичи
“Великолепного”, фактического правителя Флоренции. и его увлечение
религиозными проповедями доминиканского монаха Савонаролы, после изгнания
Медичи ставшего на некоторое время духовным и политическим руководителем
Флорентийской республики. Рафинированное наслаждение жизнью и искусством
при дворе Медичи и суровый аскетизм Савонаролы — вот два полюса, между
которыми пролегал творческий путь Боттичелли.
В мифологических композициях Боттичелли ясно вырисовывается их
зависимость от античных и современных ему литературных источников. В ранних произведениях Боттичелли преобладают образы, проникнутые
мягким лиризмом, прозрачные и почти безмятежные. Трогательно обхватывает
младенец своими ручонками шею матери (“Мадонна с младенцем и Иоанном
Крестителем”). Изгибаясь точно легкая былинка, скользит неслышной поступью
Юдифь — не мужественная библейская героиня, а робкая девушка, почти
ребенок, испуганная и опечаленная своим подвигом (“Юдифь”). Ничто не
нарушает спокойствия юного мученика Себастьяна, чье нагое тело прекрасно в
своих изящных пропорциях (“Св. Себастьян”). С открытым и независимым видом
взирает с портрета неизвестный молодой человек, горделиво прижимающий к
груди медаль с профилем Козимо Медичи (“Портрет неизвестного с медалью”).
Интересно, что в этом портрете дан новый тип композиции. Раньше
итальянские живописцы передавали портретируемого человека погрудно, строго
в профиль, на нейтральном фоне, что сильно ограничивало возможности
эмоционального и психологического раскрытия образа. По примеру
нидерландских живописцев, Боттичелли изображает свою модель не в профиль, а
почти в фас, со взглядом устремленным прямо на зрителя, с широким воздушным
пейзажем на заднем плане; он тонко использует жест рук для обогащения
портретной характеристики. Позднее его портреты бывали острее и глубже, но
никогда в них не было такой кристальной ясности и цельности образа как в
этом раннем портрете, чуть подернутом дымкой задумчивой мечтательности
К концу 70-х годов образы Боттичелли, сохраняя еще крепкую
реалистическую основу, приобретают утонченную одухотворенность и
взволнованную поэтичность, которые решительно выделяют его среди всех
флорентийских живописцев. И уже тогда его поэтический идеал, так полно
выраженный в “Весне”, получает свою трагическую двойственность.
“Весна” Боттичелли — одно из первых в европейской живописи произведений
чисто светского содержания, картина, в которой гуманистическая культура
Возрождения с ее увлечением античностью впервые нашла такое
непосредственное, хотя и очень своеобразное отражение. В картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет центр
композиции; весь мир строится вокруг него и для него, и именно он является
главным героем драматического повествования, активным выразителем
содержания, заключенного в картине. Однако в картинах Боттичелли человек
утрачивает эту активную роль он становится скорее страдательным
элементом, он подвержен силам, действующим извне, он отдается порыву
чувства или порыву ритма. Это ощущение внеличных сил, подчиняющих
человека, переставшего владеть собой, прозвучало в картинах Боттичелли
как предчувствие новой эпохи, когда на смену антропоцентризму Ренессанса,
приходит сознание личной беспомощности, представление о том, что в мире
существуют силы, независимые от человека, неподвластные его воле. С особой силой выражено все это в иллюстрациях Боттичелли в
“Божественно комедии” Данте. Новое направление искусства Боттичелли получает свое крайнее выражение
в последний период его деятельности, в произведениях 1490-х—начала 1500-х
годов. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти
нестерпимыми (например, “Чудо св. Зиновия”). Художник то погружается в
пучину безысходной скорби (“Пьета”). то отдается просветленной экзальтации
(“Причащение св. Иеронима”). Его живописная манера упрощается почти до
иконописной условности, и цвет с его резкими контрастами локальных
красок. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая
как мистические символы.
Искусство Боттичелли — поэтическая исповедь великого художника, которая
волнует и всегда будет волновать сердца людей.
- Роль искусства в жизни общества. Функции искусства
- 2. Теории происхождения искусства
- 3. Виды изобразительного искусства
- 8. Амарнский период развития египетского искусства
- 9. Первобытное и народное искусство
- 10. Первобытное искусство, периодизация и основные произведения
- 11. Крито- Микенское искусство. Основные произведения
- 12. Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке
- 13. Скульптура Древнего Египта
- 14. Характерные черты и исторические этапы искусства Древнего Египта
- 15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта
- 16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
- 17. Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация, основные произведения
- 18. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись
- 19. «Дискобол» Мирона
- 21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
- 22. Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона
- 23. Искусство греческой архаики
- 24. Ордерная система древнегреческой архитектуры. Составные части и элементы ордера
- 25. Греческая скульптура поздней классики. Творчество Скопаса и Праксителя
- 26. Пергамский алтарь
- 27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
- 28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
- 29. «Апоксиомен» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара
- 30. Искусство эллинизма
- 31. Художественный синтез в архитектуре Парфенона
- 32. Метопы Парфенона
- 33. Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения
- 35. Фаюмский портрет
- 36. Древнеримский скульптурный портрет
- 37. Помпейские фрески
- 38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
- 39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
- 41. Византийское искусство. Характерные особенности
- 42. Храм Св. Софии в Константинополе. Мозаика
- 43. Характерные черты византийской живописи (мозаика, фреска, икона)
- 44. Особенности средневекового искусства. Эстетическая характеристика образов
- 45. Романское и готическое искусство. Связь архитектуры с живописью и скульптурой
- 46. Художественный синтез на примере искусства готики Франции.
- 47. Готическая скульптура и витражи
- 48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
- 49. Отличительные черты Романской и готической скульптуры.
- 50. Древнерусское искусство. Исторические периоды и их характеристика
- 51. Иконопись и изобразительное искусство
- 52. Творчество Феофана Грека
- 53. «Троица» Андрея Рублева
- 54. Фрески Дионисия
- 55. Димитриевский собор во Владимире. Характер художественного синтеза
- 56. Храм Святой Софии в Киеве. Характер художественного синтеза
- 57. Творчество Андрея Рублева
- 58. Древнерусская живопись
- 60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
- 61. Характерные черты Итальянского Возрождения. Исторические этапы. Значение для мировой культуры
- 62. Проторенессанс. Творчество Джотто
- 63. Творчество Донателло
- 64. Картина Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
- 65. Творчество Сандро Боттичелли
- 66. Творчество Мазаччо
- 67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе
- 69. Творчество Леонардо да Винчи
- 71. Творчество Микеланджело
- 72. «Тайная вечеря» Леонардо
- 73. Росписи Сикстинской капеллы
- 74. Архитектурные произведения Микеланджело
- 75. Характеристика Венецианской школы эпохи Возрождения
- 76. Творчество Тициана
- 77. Творчество Веронезе
- 78. Поэтичность образов Джорджоне
- 79. Женские образы в творчестве Рафаэля Санти
- 80. Высокое возрождение в Италии
- 81. Характерные особенности Ренессанса в Нидерландах
- 82. Характерные особенности Ренессанса в Германии
- 83. Творчество Босха
- 84. Черты народности в творчестве Питера Брейгеля
- 85. Творчество Дюрера
- 86. Гравюры Дюрера
- 87. Творчество Эль Греко