2. Веласкес и испанская живопись XVII века
Издавна за XVII столетием — временем бурного расцвета испанской литературы, театра, живописи и скульптуры — утвердилось название «Золотого века». Впервые испанская художественная культура вышла на мировую арену, и Испания заняла достойное место среди других стран Европы. Крупнейшие завоевания Золотого века связаны в первую очередь с живописью. Достаточно имени одного Веласкеса, чтобы убедиться в том, каких вершин достигла эта молодая национальная школа в пору своего стремительного подъема.
В истории искусств Веласкес давно признан одним из величайших мастеров мирового реализма. Вместе с тем, если взглянуть на искусство Веласкеса как бы «изнутри» Испании, исходя из особенностей истории ее культуры и живописной традиции, возникает впечатление поразительного художественного феномена.
В истории испанской культуры Золотой век — одна из великих, но и наиболее сложных, противоречивых эпох. Уже само это название условно. Оно было принято испанцами для обозначения большого классического периода развития литературы, а затем перенесено на сферу изобразительного искусства.. Канула в Лету эпоха национального величия и державного представительства, зримо воплотившаяся в образах искусства. Миновали времена Эскориала — уникального памятника уходящей в прошлое монархической деспотии. Страна задыхалась в нищете, теряла свой международный авторитет, теснимая молодыми государствами Европы. Даже всесильный монарх Филипп IV в одном из памфлетов был назван только «тенью от тучи». Но чем сильнее шел процесс «утраты величия», тем рельефнее нарастала идея парадной представительности. Характерно, что именно в эпоху упадка нищие испанские идальго с неистовой страстностью отстаивали незыблемость принципов своей дворянской чести. Культ внешней видимости в нормах поведения, язык жестов и символов, вкус к пышным театрализованным церемониям и зрелищам, наконец, развитие театрально-декорационного искусства, влиявшего на скульптуру и живопись, казались почти неправдоподобными на фоне неприглядной действительности. Религиозный мистицизм, национализм и гиперболизированные формы сословно-дворянских представлений были характернейшим достоянием этих столетий. Все это стало реальной силой, которая, впитав в себя идеи эпохи контрреформации, активно противостояла всему живому и новому.
Однако подспудное воздействие демократических тенденций было настолько мощным, что собственно народное начало оказалось выраженным в испанской культуре нагляднее, чем в культуре других стран. Тема народа красной нитью прошла через все развитие литературы, живописи, театра Испании. Надо отметить, что сравнение Испании с другими странами Европы XVII века убеждает, насколько общая картина развития испанского искусства была далека от целостности и стилевого единства. Строгая, почти аскетическая сдержанность соседствовала с безудержной пышностью, устойчивое с иллюзорным, косное, архаизирующее — со смелыми открытиями.
Сила испанского искусства состояла в его суровой неприкрашенной жизненности. Испанские мастера отличались творческой импульсивностью и остротой видения натуры, которая преобладала у них над художественным воображением. Часто героями их картин становились представители простонародья и деклассированных низов общества, а события священной истории низводились до уровня эпизодов жизни простых людей. Вместе с тем их образам были присущи не только яркая внешняя характерность, но и духовное благородство, глубина и искренность чувств. «Традиционное внимание к человеку … как бы заслоняло окружающую среду, не имевшую, согласно национальным представлениям самоценности»47.
Ограниченное поле действия испанского реализма было его слабостью, но оно же составило его силу, обусловив целенаправленность исканий и особую выразительность образов. В русле богатейшей проблематики художественной культуры XVII века концепция испанского искусства могла бы показаться слишком локальной, если бы не одно важное обстоятельство: Испания дала человечеству Веласкеса. Его искусство — поразительное явление на испанской земле. Оно выходит далеко за пределы национальной школы, за круг ее образов, ибо искусство Веласкеса представляет собой целую эпоху.
Связь Веласкеса с национальной традицией очень сложна, порой почти неуловима, порой очевидна и бесспорна, она строится на переосмыслении, отрицании, развитии и разрушении того, что признавалось безусловным и незыблемым. Национальная школа Испании и искусство Веласкеса—одновременно ее вершина и противостоящее великое художественное явление — одно из самых трудных и малоисследованных противоречий испанской художественной культуры, столь насыщенной контрастами и внутренней дисгармонией.
В силу особенностей испанской живописи и личных творческих качеств Веласкеса историческая действительность нашла у величайшего испанского мастера истолкование не только более глубокое, чем у его современников, но и отличное от них. Пути искусства Веласкеса и испанской живописи то перекрещиваются между собой, то сливаются, но сначала представляют как бы одно направление, а затем противоположные творческие линии.
В 17 столетии живопись Испании обретает, наконец, внутреннюю структуру развития, которая совпадает с европейским стандартом. Период становления испанской живописи охватывает конец XVII и первую четверть XVII века. Одной из особенностей этого этапа становится интенсивное развитие местных школ — Севильи, Валенсии, Гранады, отчасти Толедо. Напряженные искания и стилевой разнобой на стыке двух эпох свидетельствуют о сложном сплетении то резко контрастных, то сходных тенденций. Принципы жизненной правды все решительнее пробивают себе дорогу в искусстве.
Ранний, севильский, караваджистский период творчества Веласкеса, естественно, обнаруживает тесную связь живописца с национальной традицией. Наряду с религиозными композициями он пишет бодегоны.48 Написанные молодым Веласкесом композиции хорошо известны. В этих скромных произведениях он ищет новые и самостоятельные пути в искусстве, опираясь на исходные элементы национальной традиции, но развивая и переосмысливая их на ином художественном уровне. Он ставит своей задачей создать живые народные типы, подчеркнуть национальный и социальный облик людей, раскрыть черты их характера.
Очевидно его настойчивое желание показать человека — хотя бы в очень лаконичной форме — в соприкосновении, во взаимодействии с окружающей средой. Уже этим Веласкес обогащает испанскую живопись XVII века, в которой эта связь не играла значительной роли. Не случайно представление о бытовой живописи Испании связывается в первую очередь именно с данными картинами Веласкеса.
Однако жанр бодегона, в котором интересно и плодотворно работал молодой Веласкес, был лишь одним из явлений в общей картине развития живописи Золотого века. Большинство современников Веласкеса оказалось связано с другим кругом образов, решало иные творческие задачи. Традиционное представление о том, что искусство Испании находилось в полной зависимости от заказов церкви, имеет слишком общий характер: ведь и в предшествующие века эта связь была не меньшей. В стране, не знавшей реформации, но зато сполна испытавшей гибельные последствия контрреформации, трагизм эпохи XVI века усугублялся контрастами действительности, уродливыми формами исторического процесса. Ощущение алогизма жизни, «конца света» глубоко проникло в общественное сознание и стало почвой для возникновения различных мистических течений, в которых идеи контрреформации тесно сплетались с еще живущей на испанской почве мистикой средневековых народных верований. Чем жестче сжимался панцирь абсолютизма, тем пламеннее звучали голоса мистиков, монахов и поэтов.
Интересным представляется тот факт, что тенденции творчества Веласкеса не были органично продолжены в процессе развития испанской живописи XVII века.49 Особенно заметно это сказалось в области портрета. Если Веласкесу и подражали, то слишком поверхностно и бездумно. Старая национальная форма перестала удовлетворять придворные круги, они нуждались в иных, более эффектных приемах репрезентации. Характерно обращение живописцев к портретной традиции Ван Дейка. В севильской школе тщательное следование натуре очевидно в портретах Мурильо, которые составляли второстепенное ответвление его творчества.
Искусство Веласкеса — воплощение благородства и справедливости, оно требует особой бережности в своем истолковании. Его изучение включает в себя два связанных аспекта: один, восходящий к национальной традиции, и другой, отражающий ведущую художественную проблематику XVII столетия. Оба они представляются неисчерпаемыми и во многом еще нерешенными. Несомненно одно: пример Веласкеса, как и пример Рембрандта, убеждает в том, как одна великая творческая личность может составить в истории культуры страны грандиозную художественную эпоху.
СПЕЦИФИКА БОДЕГОНЕС КАК ЖАНРА ЖИВОПИСИ НА ПРИМЕРЕ ЭРМИТАЖНОГО «ЗАВТРАКА» ВЕЛАСКЕСА
- Часть 1 Методические материалы
- Часть 2. Антология тематических текстов
- Любите ли вы искусство?
- Так любите ли вы искусство? методические материалы
- Формальные параметры оценки деятельности студентов
- История национальных культур западных стран
- Литература к курсу Первоисточники
- Дополнительная
- Занятие 3. Культура Италии Обязательное прочтение: а) Горький м. Сказки об Италии; б) Моравия а. Римские рассказы (не менее трех рассказов каждого автора)
- Первоисточники к 5-му занятию
- Тема 1. Основные термины и понятия.
- Тема 3. Культура Италии
- Тема 4. Культура Франции.
- Креспель ж.-п. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. М., 2000
- Тема 5. Культура Северной Европы и Англии.
- Материалы к курсу «Новое время» (под ред. Юдовской а), с-Пб.1994 Местр ж. Де. Рассуждения о Франции. М., 1997 Некрасова е. Романтизм в английском искусстве. М., 1975
- Тема 6. Культура Испании и Америки.
- Темы и варианты домашних работ и основные требования к ним
- 1. Молодежь и ее воспитание у разных народов в разные эпохи.
- 2. Эпоха и личность. Что определяет судьбу: национальный характер или дух времени?
- 3. Любовь в разные времена и у разных народов.
- 5. Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
- Тема 2. «Есть существа, которые глядят на солнце прямо, глаз не закрывая»
- Тема 3. «Добро и зло - друг в друге отраженье» (Микеланджело)
- Темы и основные требования к индивидуальным заданиям (рефератам и докладам).
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Список авторов, стихи которых необходимо выучить наизусть
- Список монографий для самостоятельного изучения и основные требования к их анализу
- Краткая хронология истории искусства
- Антология тематических текстов общие требования к заданиям по текстам антологии
- Введение
- § 1. Происхождение и сущность искусства.
- Италия.
- Заключение
- Франция
- Северная европа
- § 4.3. Об искусстве вообще
- § 1. Сущность и задача искусства
- § 7. Апология тенденциозного искусства
- § 8. «Народ» и искусство
- Испания.
- § 1.Исторические данные о традициях культуры Андалусии и Гранады.
- § 2. Общая характеристика средневековой архитектуры Испании28.
- § 1.Основные архитектурные сооружения ансамбля
- § 2. Синтез мавританской и европейской традиций в архитектуре Альгамбры32
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Теоретические основы Реализм … аккумулирует действительность в ее развитии…
- 2. Понятие реалистического художественного направления
- 1. Краткая характеристика историко-культурных условий
- 2. Веласкес и испанская живопись XVII века
- 1. Бодегонес как выражение социальных аспектов в творчестве веласкеса
- 2. Реалистические тенденции в жанре бодегонес
- 3. Структура эрмитижной картины «завтрак»
- 5. Образный смысл картины
- Латинская америка хх века Задание 1.
- Задание 3.
- Неизвестный атор. Приятного аппетита, сеньора!
- Евгений долматовский чили в сердце
- Пабло неруда. Опасность
- А. Вознесенский. Анафема
- Виктор хара. Из интервью
- Виктор хара. Моя трудовая гитара
- Призыв к рабочему
- Джоан тернер (жена Виктора Хары). Из свидетельских показаний
- Неизвестный автор (чили)
- Заключение