logo
пособие по истории национальных культур

Первоисточники к 5-му занятию

1.В мире мифов и легенд. С-Пб., 1994 (Кольцо Нибелунгов)

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.

Рутенбург В. Титаны Возрождения (главы о немецкой культуре)

2. Бебель А. Женщина и социализм.

Маркс и Энгельс об искусстве (Письмо Лассалю по поводу его пьесы или любой другой фрагмент о реализме в искусстве)

Марк Ф. Духовные сокровища. «Дикие» Германии. ( в кн. Синий всадник. М., 1996)

Нагель В. Рядом с Отто Нагелем.

3. Хейзинга Й. Осень средневековья.

Спиноза Б.-Б. Этика.

Питер Пауль Рубенс. Письма, документы…( один раздел из «Суждения современников»)

4. Бокль Г. История цивилизации в Англии.

Оруэлл Дж. Эссе. Статьи.Рецензии. Пермь. 1992 (ст. Англичане).

5. Хоггарт У. Анализ красоты.

Моррис У. Искусство и жизнь.

Рескин Д. Искусство и действительность (или Радость навеки и ее рыночная цена)

Занятие 6. Культура Испании и Америки.

Обязательное прочтение:а) Сервантес. Цыганочка (Назидательные новеллы); б) Карпентьер А. Концерт барокко или Хемингуэй Э. Старик и море.

1. Своеобразие испанской культуры. Значение для национального искусства компонента восточной культуры и европейской традиции.

2. ХХ в. -- героическая и трагическая страница испанской культуры. Испано-советское сотрудничество.

3. Открытие испанцами Латинской Америки и ее своеобразной культуры. Место латиноамериканцев в современном искусстве.

Первоисточники к 6-му занятию.

1.Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. (любая статья по выбору)

Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера (или Веласкес )

2.Кольцов М. Испанский дневник. (раздел по выбору)

Эренбург И. Испанские тетради. (раздел по выбору)

3. Березкин Ю. Инки.Л.,1994

Тананаева Л Между Андами и Европой. С-Пб., 2003 ( гл. 1,3)

4. Маринельо Х. Творчество и революция. М., 1977 (статьи: Сикейрос, Социализм и культура или Беседа с нашими художниками-абстракционистами. М., 1964

Нимейер О. Архитектура и общество. М., 1975

Эрнесто Че Гевара. Статьи, выступления, письма. М., 2006 (статьи: Молодежь и революция, Социализм и человек на Кубе, Университетская реформа и революция)

Заключение.

1. Перспективы национальных культур в ХХ! в.

2. Возможности отдельного человека в его влиянии на исторический процесс и на судьбы своего народа.

Первоисточники к заключению.

Обязательное прочтение: а)Библия. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис); б) Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

1.Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995( или На пути к сверхобществу, М., 2000, разд. 4-7)

Шпенглер А. Закат Европы.

2.Моруа А. Открытое письмо молодому человеку об искусстве жить. (в кн. Моруа А. Семейный круг.)

Маркс К. Рассуждения юноши при выборе профессии. Соч., т. 40

3. Вернадский В. Научная мысль как планетарное явление

Кроче Б. Денационализировать историю (в кн. Кроче Б. Антология сочинений по философии . С-Пб., 1999)

Темы занятий и основные требования к выступлению в музее.

Занятие в музее проходит как дополнение к аудиторному практическому занятию. Поэтому порядковый номер занятия в музее совпадает с соответствующим номером практического занятия. Посещение музея может проходить самостоятельно или под руководством преподавателя, что определяется непосредственно перед каждым занятием. В первом случае студенты сдают письменный отчет о посещении музея по заданной теме. Во-втором случае - готовят устное сообщение, с которым выступают в музее. Выполнение заданий по музейной экспозиции является обязательным так же как участие в аудиторных практических занятиях.

Выступление в музее. Основные параметры

1. Время выступления - 10 мин.

2. Основное внимание направлено на анализ предметов в экспозиции музея, из которых выбирается 2-3 экспоната (для прикладного искусства до 6 ).

3. Музейные экспонаты анализируются “не вообще” как это сделано в путеводителях, а исходя из темы, изучаемой на занятии с использованием указанных первоисточников.

4. Рассказ о формальных приемах и эмоциональном смысле произведений лучше всего строить на собственном понимании , а не на пересказе чужого мнения.

5. Выступающий должен стремится сочетать краткость с глубиной мысли и грамотностью речи (не чтение с листа).

6. В зависимости от выбранной для сообщения культуры того или иного народа, необходимо знание наиболее характерного для данной нации литературного произведения или народного эпоса, и включение цитат из него в выступление.

Для письменного отчета необходимые параметры 2, 3, 4, 6.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ(по экспозиции Эрмитажа )

По всем темам могут быть использованы путеводители по Эрмитажу в целом и по отдельным разделам экспозиции музея.