Первоисточники к 5-му занятию
1.В мире мифов и легенд. С-Пб., 1994 (Кольцо Нибелунгов)
Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.
Рутенбург В. Титаны Возрождения (главы о немецкой культуре)
2. Бебель А. Женщина и социализм.
Маркс и Энгельс об искусстве (Письмо Лассалю по поводу его пьесы или любой другой фрагмент о реализме в искусстве)
Марк Ф. Духовные сокровища. «Дикие» Германии. ( в кн. Синий всадник. М., 1996)
Нагель В. Рядом с Отто Нагелем.
3. Хейзинга Й. Осень средневековья.
Спиноза Б.-Б. Этика.
Питер Пауль Рубенс. Письма, документы…( один раздел из «Суждения современников»)
4. Бокль Г. История цивилизации в Англии.
Оруэлл Дж. Эссе. Статьи.Рецензии. Пермь. 1992 (ст. Англичане).
5. Хоггарт У. Анализ красоты.
Моррис У. Искусство и жизнь.
Рескин Д. Искусство и действительность (или Радость навеки и ее рыночная цена)
Занятие 6. Культура Испании и Америки.
Обязательное прочтение:а) Сервантес. Цыганочка (Назидательные новеллы); б) Карпентьер А. Концерт барокко или Хемингуэй Э. Старик и море.
1. Своеобразие испанской культуры. Значение для национального искусства компонента восточной культуры и европейской традиции.
2. ХХ в. -- героическая и трагическая страница испанской культуры. Испано-советское сотрудничество.
3. Открытие испанцами Латинской Америки и ее своеобразной культуры. Место латиноамериканцев в современном искусстве.
Первоисточники к 6-му занятию.
1.Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. (любая статья по выбору)
Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера (или Веласкес )
2.Кольцов М. Испанский дневник. (раздел по выбору)
Эренбург И. Испанские тетради. (раздел по выбору)
3. Березкин Ю. Инки.Л.,1994
Тананаева Л Между Андами и Европой. С-Пб., 2003 ( гл. 1,3)
4. Маринельо Х. Творчество и революция. М., 1977 (статьи: Сикейрос, Социализм и культура или Беседа с нашими художниками-абстракционистами. М., 1964
Нимейер О. Архитектура и общество. М., 1975
Эрнесто Че Гевара. Статьи, выступления, письма. М., 2006 (статьи: Молодежь и революция, Социализм и человек на Кубе, Университетская реформа и революция)
Заключение.
1. Перспективы национальных культур в ХХ! в.
2. Возможности отдельного человека в его влиянии на исторический процесс и на судьбы своего народа.
Первоисточники к заключению.
Обязательное прочтение: а)Библия. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис); б) Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
1.Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995( или На пути к сверхобществу, М., 2000, разд. 4-7)
Шпенглер А. Закат Европы.
2.Моруа А. Открытое письмо молодому человеку об искусстве жить. (в кн. Моруа А. Семейный круг.)
Маркс К. Рассуждения юноши при выборе профессии. Соч., т. 40
3. Вернадский В. Научная мысль как планетарное явление
Кроче Б. Денационализировать историю (в кн. Кроче Б. Антология сочинений по философии . С-Пб., 1999)
Темы занятий и основные требования к выступлению в музее.
Занятие в музее проходит как дополнение к аудиторному практическому занятию. Поэтому порядковый номер занятия в музее совпадает с соответствующим номером практического занятия. Посещение музея может проходить самостоятельно или под руководством преподавателя, что определяется непосредственно перед каждым занятием. В первом случае студенты сдают письменный отчет о посещении музея по заданной теме. Во-втором случае - готовят устное сообщение, с которым выступают в музее. Выполнение заданий по музейной экспозиции является обязательным так же как участие в аудиторных практических занятиях.
Выступление в музее. Основные параметры
1. Время выступления - 10 мин.
2. Основное внимание направлено на анализ предметов в экспозиции музея, из которых выбирается 2-3 экспоната (для прикладного искусства до 6 ).
3. Музейные экспонаты анализируются “не вообще” как это сделано в путеводителях, а исходя из темы, изучаемой на занятии с использованием указанных первоисточников.
4. Рассказ о формальных приемах и эмоциональном смысле произведений лучше всего строить на собственном понимании , а не на пересказе чужого мнения.
5. Выступающий должен стремится сочетать краткость с глубиной мысли и грамотностью речи (не чтение с листа).
6. В зависимости от выбранной для сообщения культуры того или иного народа, необходимо знание наиболее характерного для данной нации литературного произведения или народного эпоса, и включение цитат из него в выступление.
Для письменного отчета необходимые параметры 2, 3, 4, 6.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ(по экспозиции Эрмитажа )
По всем темам могут быть использованы путеводители по Эрмитажу в целом и по отдельным разделам экспозиции музея.
- Часть 1 Методические материалы
- Часть 2. Антология тематических текстов
- Любите ли вы искусство?
- Так любите ли вы искусство? методические материалы
- Формальные параметры оценки деятельности студентов
- История национальных культур западных стран
- Литература к курсу Первоисточники
- Дополнительная
- Занятие 3. Культура Италии Обязательное прочтение: а) Горький м. Сказки об Италии; б) Моравия а. Римские рассказы (не менее трех рассказов каждого автора)
- Первоисточники к 5-му занятию
- Тема 1. Основные термины и понятия.
- Тема 3. Культура Италии
- Тема 4. Культура Франции.
- Креспель ж.-п. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. М., 2000
- Тема 5. Культура Северной Европы и Англии.
- Материалы к курсу «Новое время» (под ред. Юдовской а), с-Пб.1994 Местр ж. Де. Рассуждения о Франции. М., 1997 Некрасова е. Романтизм в английском искусстве. М., 1975
- Тема 6. Культура Испании и Америки.
- Темы и варианты домашних работ и основные требования к ним
- 1. Молодежь и ее воспитание у разных народов в разные эпохи.
- 2. Эпоха и личность. Что определяет судьбу: национальный характер или дух времени?
- 3. Любовь в разные времена и у разных народов.
- 5. Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
- Тема 2. «Есть существа, которые глядят на солнце прямо, глаз не закрывая»
- Тема 3. «Добро и зло - друг в друге отраженье» (Микеланджело)
- Темы и основные требования к индивидуальным заданиям (рефератам и докладам).
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Список авторов, стихи которых необходимо выучить наизусть
- Список монографий для самостоятельного изучения и основные требования к их анализу
- Краткая хронология истории искусства
- Антология тематических текстов общие требования к заданиям по текстам антологии
- Введение
- § 1. Происхождение и сущность искусства.
- Италия.
- Заключение
- Франция
- Северная европа
- § 4.3. Об искусстве вообще
- § 1. Сущность и задача искусства
- § 7. Апология тенденциозного искусства
- § 8. «Народ» и искусство
- Испания.
- § 1.Исторические данные о традициях культуры Андалусии и Гранады.
- § 2. Общая характеристика средневековой архитектуры Испании28.
- § 1.Основные архитектурные сооружения ансамбля
- § 2. Синтез мавританской и европейской традиций в архитектуре Альгамбры32
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Теоретические основы Реализм … аккумулирует действительность в ее развитии…
- 2. Понятие реалистического художественного направления
- 1. Краткая характеристика историко-культурных условий
- 2. Веласкес и испанская живопись XVII века
- 1. Бодегонес как выражение социальных аспектов в творчестве веласкеса
- 2. Реалистические тенденции в жанре бодегонес
- 3. Структура эрмитижной картины «завтрак»
- 5. Образный смысл картины
- Латинская америка хх века Задание 1.
- Задание 3.
- Неизвестный атор. Приятного аппетита, сеньора!
- Евгений долматовский чили в сердце
- Пабло неруда. Опасность
- А. Вознесенский. Анафема
- Виктор хара. Из интервью
- Виктор хара. Моя трудовая гитара
- Призыв к рабочему
- Джоан тернер (жена Виктора Хары). Из свидетельских показаний
- Неизвестный автор (чили)
- Заключение