logo
пособие по истории национальных культур

1. Теоретические основы Реализм … аккумулирует действительность в ее развитии…

Реализм – это значит улавливать сущность, смысл движения реального мира…

Р. Гуттузо.

В XVII веке происходит процесс дифференциации искусства на несколько направлений.42 Переход от единичного к общему (от индивидуального творчества к стилевому направлению) происходит двумя параллельными путями через особенности, с одной стороны, - школы, с другой стороны, - течения.

Выделяются течения по признакам близости тех или иных моментов содержания и формы:

по направленности общественных идей (прогрессивные и реакционные течения),

по социальной о краске эстетических вкусов и ориентации на определенные социальные слои общества (демократические и аристократические течения),

по эмоциональному строю (лирические, пасторально-идиллические, героические, драматические и т. п.),

по функциональному назначению внутри одного вида искусства (монументально-декоративные, камерные, интимные),

по особенностям трактовки формы (различные стилевые течения).

Этим не исчерпываются возможности выделения течений, не говоря о том, что и перечисленные признаки могут в них сложно переплетаться. Если особенности течений не выходят за рамки общих черт направления, его содержания, метода и стиля, течения эти остаются внутри направления, являясь его вариантами. В противном случае они получают самостоятельное существование. Возникнув вне направления или выйдя за его границы, течение может перерасти в новое направление, приобретя системную определенность метода и стиля, или исчезнуть раньше этого, не перейдя в художественную категорию, стоящую на более высокой ступени обобщенности. Так, проторенессанс, выходя в Италии за рамки средневекового искусства, становится введением в великий переворот Возрождения, а отдельные течения маньеризма в XVI веке не переросли в общее стилевое направление. Если течения, существующие вне определенного направления или внутри его, приобретают характер сознательных объединений принадлежащих к ним представителей искусства, они получают название группировок.

Возможность восхождения художественных явлений от частного к общему не иссякает на ступени стилевого направления, хотя дальнейшее восхождение связано, естественно, с резким уменьшением конкретности и возрастанием отвлеченности. Стилевые направления тоже можно объединить в родственные группы по близости некоторых существенных элементов содержания и метода его воплощения. Число этих элементов становится меньше, они приобретают более абстрактный характер, количество и разнообразие их признаков уменьшаются. Однако основные элементы при потере внутренней конкретизации остаются теми же. В самом общем виде сохраняется определенность таких единственно незыблемых элементов метода, как способы формирования образов, трактовки формы и ее организации. Соответственно сохраняется и определенность той совокупности элементов содержания, которая требует подобного метода для своего выражения и детерминирует его принципы. Подобный результат обобщения родственных стилевых методов может быть назван типологическим направлением искусства. Оно оказывается отвлеченным не только от понятий «школа» и «течение», существующих ниже его, но и от категории стиля. Поскольку типологическое направление абстрагирует лишь самые общие моменты стилевых направлений и их творческих методов, оно включает в себя сами эти реальные направления них стили как разные варианты особенного, в котором это типологическое направление реально воплощается на разных исторических ступенях своего развития в разных географических зонах (странах или группах стран), где это развитие имеет место.

На ступени, лежащей ниже такой абстракции, как типологическое направление и присущий ему типологический творческий метод, располагаются исторически и национально конкретные стилевые направления с их стилевыми методами и стилями; еще ниже — как бы раздвоенная промежуточная ступень художественных школ и художественных течений; затем ступень индивидуальной творческой продукции, индивидуальных методов и стилей; и в конце — единичные произведения, в которых, однако, содержатся признаки, характеризующие категории всех более высоких ступеней, вплоть до самой абстрактной — типологической — категории, если развертывающееся во времени и в пространстве развитие этого ряда не оборвалось на какой-нибудь промежуточной стадии. Таким образом, эта структура связана общими принципами. Она строится на реальной закономерности истории искусства и, отличаясь единством и простотой, легко может быть использована как основа для классификации и периодизации фактического материала.

Каждое звено — от отдельного произведения до типологического направления — обладает едиными принципами творческого метода, которые зависят от общности элементов содержания. Из анализа фактов истории искусства можно заключить, что не все содержание в целом имеет в данном случае одинаковое значение. Некоторые стороны содержания могут быть выражены разными методами или, имея даже противоположную направленность, оказаться воплощенными одним методом. Творческий метод и его реальное воплощение в стиле в самом общем виде, как мы отмечали, сводятся к трем элементам:

к способу формирования образов,

к способу или принципу трактовки формы и

к принципам ее организации.

Создание образов происходит путем отбора тех или иных черт реального мира и их синтезирования в новой категории — в художественном образе, обладающем внешней и внутренней оформленностью (обликом, характером).

Принципы формирования образов на уровне стилевого направления зависят от таких сторон художественного содержания, как:

отношение искусства к действительности,

ориентация на отражение тех или иных ее сторон,

соотнесенность познавательной и оценочной направленности творчества,

тот или иной тип философской основы мировоззрения и метода мышления.

Трактовка формы и ее организация в свою очередь определяются отношением художественного творчества к реальности (к материальному внешнему миру в способах изображения, к духовному внутреннему миру в средствах выразительности). Они связаны с:

соотношением объективной стороны искусства как отражения объективного мира и субъективной стороны как выражения духовного мира художника,

со степенью познавательной направленности искусства,

с уровнем доступных и используемых объективных знаний,

с общим миропониманием,

с методом мышления,

с эстетически-оценочными представлениями, или «вкусами».

Конечно, данное здесь перечисление сторон содержания, определяющих метод стилевого или типологического направления, является неполным и лишенным систематизации. Проблема их выявления очень сложна и нуждается в специальном исследовании, доведенном до рассмотрения связи с теми или иными моментами содержания не только общих, но и частных элементов метода. Таковы прежде всего принципы отбора черт, перерабатываемых в художественный образ, характер их синтезирования и степень их обобщения, способ трактовки сюжетов, изобразительно-выразительные средства, композиционные приемы.

За выделенными здесь гранями художественного (то есть реализуемого в эстетических категориях) мировоззрения, формирующего метод стилевого или типологического направления, скрыта определяющая их психологически-идеологическая основа, на которой вырастает искусство. Несущественно, является ли это мировоззрение осознанным или стихийным, стоящим на уровне мировосприятия, мироощущения. Но важно, что те его стороны, которые, преломляясь в перечисленных эстетических категориях, определяют метод стилевого или типологического направления, имеют философский, онтологически-гносеологический характер. Между тем идеи общественные, политические, этические, так же как эмоциональная сторона содержания, используют, но не формируют творческий метод на этом уровне его обобщенности. В каких (в смысле способа их формирования) образах и посредством каких изобразительно-выразительных приемов переданы те или другие общественные идеи, те или другие эмоции, зависит от принципов метода, а не от их содержания. То же можно сказать о темах и сюжетах, воплощаемых в соответствующих им конкретных вариантах общими для стиля и стилевого (а тем более для типологического) направления способами.

Однако эта независимость творческого метода от указанных сторон содержания относительна. Помимо взаимосвязанности в мировоззрении идей онтологически-гносеологического, общественного и этического порядков, анализ искусства раскрывает еще одну важную закономерность. Если в отдельном произведении его метод и стиль находятся в самой тесной связи со всеми сторонами содержания, то по мере обобщения художественных явлений в соответствии с закономерностями, выявляемыми в самом материале искусства и в процессе его развития, критериями общности оказываются все более единые, главные, отвлеченные от частных вариантов и от второстепенных моментов принципы творческого метода и определяющие их стороны содержания. Последние по мере их абстрагирования сводятся к наиболее всеобщим сторонам познания природы и осмысления мироздания, а также мироощущения, характерным для той или иной национальной культуры на определенной стадии человеческой истории. Именно широкая общность подобной основы создает возможности для «эпохальных» стилевых направлений при всем различии общественных, политических, этических идей и эмоциональных состояний, существующих одновременно.

В результате в истории искусства имеет место странное на первый взгляд явление: в одном стилевом направлении, пользуясь общим творческим методом, могут нередко сосуществовать течения прогрессивные и реакционные по общественным идеям, демократические и аристократические по социальной ориентации и т. п. Так происходит в барокко, в романтизме. Это свидетельствует об общности философских сторон мировоззрения, являющихся, как мы отметили, основой единства стилевых направлений и выражением их диалектической сложности.

Обслуживая в целом содержание искусства и завися непосредственно лишь от определенного комплекса его идеологически-психологических элементов, метод находится в сложном взаимоотношении также со всеми классами, видами, жанрами искусства, образующими особую морфологическую систему, все звенья которой реализуются опять-таки при помощи творческого метода.

По схеме, здесь развиваемой, ни одна из четырех функций искусства (познавательная, оценочная, творческая, коммуникативная) не является элементом метода. Однако они с ним взаимодействуют. Это взаимодействие различно. Связь метода с двумя первыми функциями скорее косвенная, зависящая от идейного содержания искусства. Даже соотношение этих двух функций, очень важное для присущего методу способа трактовки образов, восходит к общему мировоззрению. С функцией творчества (моделирования) метод, наоборот, крайне тесно и непосредственно соприкасается. Если он сводится к принципам формирования образа, трактовки формы и ее организации, то любое произведение искусства, продукт творчества, «модель» осуществляется именно и только в этих элементах. Эти же элементы образуют и систему художественного языка, служащего коммуникации с воспринимающим субъектом. Причем в данном случае речь идет не о разных элементах или сторонах метода, а о функциях самого искусства.

Не менее сложным оказывается на практике также вопрос о пересечении методов и стилей с жанрами искусства.