Список использованной литературы
Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и возрождения. М.,1976.
Архетипические образы в мировой культуре. СПб.-ГЭ, 1998.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
Всеобщая история архитектуры. Т. IV. Л. – М., 1966.
Ионина Н.А. Сто великих дворцов мира. М., 2001.
Ирвинг В. Альгамбра. М., 1979.
История Европы. Т. 2. М., 1992.
Каптерева Т.П. Искусство Испании. М., 1989.
Кара-Мурза С. Евроцентризм. М., 2002
Киселев А.В. Испания. СПб., 1999.
Культура народов Пиренейского полуострова. Л., 1983
Ортега и Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994.
Панофски Э. IDEA. СПб., 1999.
Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. М., 1978.
Смирнов А.А. Средневековая литература Испании. Л., 1969.
Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.
Художественые модели мирозданья. Кн. 1. М., 1997.
Amin S. El eurocentrismo: Critica de una ideologia. Mexico: Siglo XXI Eds. 1989.
Bermudez Pareja J. Palacios de Comares y Leon. Granada., 1972.
Chueca Goitia F. Historia de la architectura Espanola. Madrid., 1965.
Lucena Paredes L. Granada. Leon., 1981.
Oritz E.I. Espana. Castillos y alcazars. Madrid., 1960.
Roldan J.M. Historia de Espana. Madrid. 1989.
Задание 2.
При чтении текстов ко 2 заданию, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:
1.Какие аспекты творчества Веласкеса являются продолжением национальных традиций, а какие стали следствием влияния эпохи на которую пришлось творчество мастера?
2.Каковы основные характеристики реализма как художественного феномена? Какие из них наиболее ярко воплощаются в работах Веласкеса?
3.Что характерно для эрмитажной работы мастера «Завтрак» с точки зрения реалистических черт и с точки зрения национальной специфики?
4. Каково влияние Веласкеса на становление европейской живописи?
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗМЕ В БОДЕГОНАХ ВЕЛАСКЕСА (НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ «ЗАВТРАК» ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА).
(Составлено Р.А.Федотовой на основе использованной литературы)
ВВЕДЕНИЕ
На пьедестале статуи, воздвигнутой в честь Веласкеса в Севилье его согражданами, можно прочесть простые слова: «Живописцу правды». Веласкес, действительно, живописец правды в полном смысле слова. Он констатирует действительность. Он в высшей степени обладает тою способностью понимания реальной жизни, которую греки называли разумом, а естественная философия назвала научным духом. Без малейших теологических предрассудков он принимает жизнь в целом. Как все истинные мастера и, может быть, более, чем кто-либо из них, он вполне разделяет убеждения научного детерминизма. В этом отношении он столько же солидарен с современными учеными, сколько с греческими ваятелями и египтянами — резчиками по камню.
«По сравнению с картинами Веласкеса,— воскликнул Тэн, — все другие, самые искренние и самые роскошные, кажутся мертвыми и академическими».36 Со времен греческих скульпторов никто не возводил на столь высокую ступень иллюзию жизненности,— не иллюзию поверхности жизни, но реальную иллюзию жизни в ее целом, в ее тайном и непрерывном содрогании.37 Перед образами, вызываемыми Веласкесом, непосредственно испытывается чувство не внешней, поверхностной связи явлений, а чувство связи реальной. Люди, животные, растения, элементы, видимые и неосязаемые,— все живет во всей своей активности и силе. Поистине, «его творения более жизненны, чем сама жизнь в них все ее элементы раскрывают себя непосредственно и реально в одном неуловимом синтезе»38. Но Веласкес – один из самых таинственных из всех художников. От его созданий через воздух и молчание исходит та безграничная тайна, которую мы воспринимаем с самого момента появления сознания, которая утверждает наше собственное бытие. От его творений исходит то таинственное в жизни, что ее поддерживав и охраняет. И эта глубокая, высшая сила, как бы живущая в творениях художника, побуждает нас жить, думать, понимать, одновременно исходит от него и влечет к нему. Веласкес воссоздает в целости все множество впечатлений, им воспринимаемых, и умеет во всей неприкосновенности перенести на холст всю тайну жизни.
Он никогда не говорит попусту,— чтобы ничего не сказать. Вместе с тем ему не надо каких-либо комментариев, чтобы выразить то, что он хочет. Он выражает все непосредственно. И он воссоздает только одну жизнь, но воссоздает ее с присущей ему мощью именно потому, что понимает ее.
Веласкес глубоко понимал жизнь, и в силу этого он так редко стремится к эмоциональной ее передаче. Художник в своих полотнах изображает так мало неожиданного, поскольку он предпочитает проникать в глубокие источники чувствования. Радость, горе и все присоединяющиеся к ним чувства, через которые нам приходится созерцать жизнь в ее ежеминутно сменяющихся ликах, находятся в числе элементов, которые давали возможность Веласкесу улавливать целое, создавать цельные произведения, полные жизненности.
Искусство его вполне объективно. Но «Веласкес носит на себе также печать той индивидуальности, в силу которой жизненные впечатления без малейшего остатка проходят через мозг высшей организации»39. Он — результат и пример совершенного объединения отдельной личности с миром.
Однажды, когда Филипп IV, сообщив Веласкесу, какого мнения о нем были его соперники, которые признают его второстепенным живописцем, способным в лучшем случае написать человеческую фигуру, Веласкес ответил: «Эти господа делают мне слишко большую честь, так как, я думаю, никто в мире не способен ее хорошо написать»40.
В полотнах Веласкеса акцентируется спокойствие обыденной жизни. Драматическая выразительность в духе итальянского Ренессанса и фламандской живописи ему совершенно чужда. Его картины – отражение гармонии, свойственной природе, черпающей в себе самой свой разум жизни.
Его сила как живописца - сила жизни. Его отличительная черта — понимание всего человеческого. Он так ясно сознает свое обладание высшей красотой, что никогда не провозглашает, не кричит об этом, обладая ясным спокойствием природы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РЕАЛИЗМА41
- Часть 1 Методические материалы
- Часть 2. Антология тематических текстов
- Любите ли вы искусство?
- Так любите ли вы искусство? методические материалы
- Формальные параметры оценки деятельности студентов
- История национальных культур западных стран
- Литература к курсу Первоисточники
- Дополнительная
- Занятие 3. Культура Италии Обязательное прочтение: а) Горький м. Сказки об Италии; б) Моравия а. Римские рассказы (не менее трех рассказов каждого автора)
- Первоисточники к 5-му занятию
- Тема 1. Основные термины и понятия.
- Тема 3. Культура Италии
- Тема 4. Культура Франции.
- Креспель ж.-п. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. М., 2000
- Тема 5. Культура Северной Европы и Англии.
- Материалы к курсу «Новое время» (под ред. Юдовской а), с-Пб.1994 Местр ж. Де. Рассуждения о Франции. М., 1997 Некрасова е. Романтизм в английском искусстве. М., 1975
- Тема 6. Культура Испании и Америки.
- Темы и варианты домашних работ и основные требования к ним
- 1. Молодежь и ее воспитание у разных народов в разные эпохи.
- 2. Эпоха и личность. Что определяет судьбу: национальный характер или дух времени?
- 3. Любовь в разные времена и у разных народов.
- 5. Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
- Тема 2. «Есть существа, которые глядят на солнце прямо, глаз не закрывая»
- Тема 3. «Добро и зло - друг в друге отраженье» (Микеланджело)
- Темы и основные требования к индивидуальным заданиям (рефератам и докладам).
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Список авторов, стихи которых необходимо выучить наизусть
- Список монографий для самостоятельного изучения и основные требования к их анализу
- Краткая хронология истории искусства
- Антология тематических текстов общие требования к заданиям по текстам антологии
- Введение
- § 1. Происхождение и сущность искусства.
- Италия.
- Заключение
- Франция
- Северная европа
- § 4.3. Об искусстве вообще
- § 1. Сущность и задача искусства
- § 7. Апология тенденциозного искусства
- § 8. «Народ» и искусство
- Испания.
- § 1.Исторические данные о традициях культуры Андалусии и Гранады.
- § 2. Общая характеристика средневековой архитектуры Испании28.
- § 1.Основные архитектурные сооружения ансамбля
- § 2. Синтез мавританской и европейской традиций в архитектуре Альгамбры32
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Теоретические основы Реализм … аккумулирует действительность в ее развитии…
- 2. Понятие реалистического художественного направления
- 1. Краткая характеристика историко-культурных условий
- 2. Веласкес и испанская живопись XVII века
- 1. Бодегонес как выражение социальных аспектов в творчестве веласкеса
- 2. Реалистические тенденции в жанре бодегонес
- 3. Структура эрмитижной картины «завтрак»
- 5. Образный смысл картины
- Латинская америка хх века Задание 1.
- Задание 3.
- Неизвестный атор. Приятного аппетита, сеньора!
- Евгений долматовский чили в сердце
- Пабло неруда. Опасность
- А. Вознесенский. Анафема
- Виктор хара. Из интервью
- Виктор хара. Моя трудовая гитара
- Призыв к рабочему
- Джоан тернер (жена Виктора Хары). Из свидетельских показаний
- Неизвестный автор (чили)
- Заключение