§ 1.Исторические данные о традициях культуры Андалусии и Гранады.
«Ал Андалус» — так некогда называли арабы весь Пиренейский полуостров, но только южная его часть сохранила до наших дней название Андалусии. Предположительно, это название связано также и с вестготами, группой германских племен, которые в V в. проникли на территорию Иберийского полуострова, а затем ушли в Африку.
Андалусия - благодатный край гор, равнин, рек и холмов, где еще в древности существовали города - центры культуры, науки, искусства. И сегодня андалусские города Кордову и Гранаду благодаря красоте и величию их древних памятников называют городами-музеями. В результате археологических изысканий на территории Андалусии были обнаружены доказательства того, что человек жил здесь еще в доисторические времена.
По некоторым версиям, коренным населением Андалусии были иберы - народ кельтского происхождения. Позднее на побережье Андалусии основали свои колонии финикийцы, а затем греки. Привлеченные природными богатствами, они приплыли сюда по Средиземному морю. Около трех тысяч лет назад финикийцы создали на территории Андалусии колонии, которые сохранились до наших дней, превратившись в современные города Кадис (Гадир) и Малагу (Малака). Финикийцы научили местных жителей солить рыбу, ввели деньги и алфавит. Побережье Андалусии входило в состав Карфагенской державы. Из андалусских городов наивысшего расцвета достигла Гранада. В период Пунических войн между Римом и Карфагеном Андалусия превратилась в театр военных действий. Здесь побывали Юлий Цезарь и император Август. Для охраны границ обширных владений Римской империи нужно было много солдат. Поэтому местные правители стали приглашать на службу вестготов, живших по соседству. Те охотно принимали приглашения, охраняли границу. Однако постепенно Римская империя начала приходить в упадок, и вестготы не замедлили этим воспользоваться. Они выгнали римлян и заняли Иберийский полуостров, почти не встретив сопротивления местных жителей.
Вторжение варваров - вестготов и вандалов - закончилось крушением римских колоний и созданием вестготского королевства, столицей которого некоторое время была Севилья. Впоследствии подобная история произошла и с самими вестготами. Противники последнего вестготского короля Родриго, чтобы расправиться с ним, позвали на помощь мусульман. Те просьбу выполнили, но на достигнутом не остановились, а двинулись в глубь полуострова и захватили его почти полностью. Лишь на севере осталась небольшая полоска земель, откуда позднее и началась Реконкиста.
Первой, кто встретил мусульман в начале VIII в., была Андалусия. Арабы, вторгшиеся в Испанию в 711 г., в первую очередь покорили лежащую на их пути Андалусию, которая на долгие годы стала центром мавританского владычества на Пиренеях, а Кордова - столицей государства мавров. В этот период Андалусия стала центром ярчайшей мавританской культуры, отголоски которой сохраняются до сих пор. Известно, например, что основателем андалусской школы музыки был иранский певец и музыкант Зириаб (789 — 857), выходец из Багдада. Мавританское влияние сказалось и на традиционном андалусском танце фламенко. Настоящий фламенко можно сейчас увидеть только в Андалусии, где его непревзойденными исполнителями остаются местные цыгане.
В XI в. мусульманский халифат распался, и вместо него образовались королевства, так называемые тайфы. Единство мусульман было на некоторое время восстановлено альмохадами, вторгшимися на территорию Иберийского полуострова из Северной Африки и избравшими для столицы Севилью.
В XIII в. войска христианских королей Кастилии, Наварры и Арагона спустились с Месеты в долину реки Гвадалквивир и заняли Западную Андалусию. Однако Гранада оставалась под властью мусульман. Освобожденные земли были распределены между королевским домом. Андалусия превратилась в землю латифундий и скотоводства.
В период колонизации Америки экономика Андалусии вступила в пору расцвета. Севилья, а затем и Кадис получили монополию на торговлю со странами Американского континента, и такое положение вещей сохранялось вплоть до XVIII в. В Хересе развивалось виноделие, в Хаэне - производство растительного масла, в Севилье - кораблестроение.
Андалусский ландшафт, танцы, темперамент ее народа, бурная история этой пограничной земли - все превращает эту область в символ Испании. Если посмотреть на географическую карту, то можно заметить, что Андалусия занимает нижнюю часть полуострова. Создается впечатление, что именно там, словно спустившись вниз, копились и складывались общенациональные традиции.
«Андалусия прекрасна неповторимой первозданной красотой: выгоревшая земля сочного красного цвета, ярко-синее небо, бело-изумрудные вспененные реки и — тишина. Она особенно ощутима, когда поют птицы. Их не видно, но постоянно слышен их диковинный то близкий, то далекий, доверчивый и нежный посвист. Внезапно безлюдная дорога поднимается на бугор, а затем обрушивается вниз, и перед глазами возникает окруженное пальмами мавританское поместье, или хижина пастуха, или коттедж-модерн с голубыми бассейнами, или развалившийся крестьянский дом, или нарочито грубо сложенная охотничья вилла»24.
В предгорьях Сьерра-Невады, среди оливковых рощ и цветущих садов, подобно раскрывшемуся плоду граната, раскинулась Гранада. Согласно испанской легенде, это сходство и дало название городу. Гранаду называли королевой городов, частью неба, упавшего на землю, истинным раем Магомета, западным Дамаском. Гранада - это прежде всего Альгамбра, уникальный памятник арабской архитектуры, дворец царей и цитадель города.
Второго января 1492 года объединенные войска Кастилии и Арагона овладели Гранадой. Пала цветущая столица к тому времени единственного на Пиренейском полуострове мусульманского государства Насридов. Последний из правителей династии Абу Абдаллах, более известный у испанцев под именем Боабдиля, вручил ключи от дворцового комплекса Альгамбры Фердинанду и Изабелле и навсегда покинул город. Знамя св. Иакова взвилось над древнейшей башней альгамбрской цитадели.25 Спустя несколько дней королевская чета торжественно вступила в Гранаду. Дворцовые покои Альгамбры заполнились возбужденными толпами победителей. Придворная свита, вельможи, цвет рыцарства, высшее духовенство собрались в прекрасном Зале послов. Его узорчатый свод огласился их ликующими криками после того, как герольд трижды возгласил, что отныне Гранада принадлежит Католическим королям.
Подобно другим центрам Андалусии, история Гранады восходит к далекому прошлому. Эта местность, заселенная иберийскими племенами, была известна еще в V веке до н. э. При римском владычестве здесь возникла богатая муниципия Илиберис. Селение Гарната или Гранада, расположенное на одном из холмов, входило в систему древних укреплений, его название распространилось затем на всю округу. После арабского завоевания стал постепенно складываться силуэт будущего города с двумя крепостными центрами: один на месте кварталов Илибериса, где в VIII веке уже высилась цитадель Алькабаса, другой - на противоположном берегу реки Дарро. Подъему Гранады содействовало ослабление Кордовского халифата. В 1013 году сложилось независимое гранадское государство Зиридов, испанская ветвь североафриканской династии.
Развитие города продолжалось под властью Альморавидов и сменивших их в середине XII века Альмохадов. Успехи реконкисты содействовали притоку беженцев из Кордовы, Севильи, Валенсии и Хаэна. В 1238 году Мухаммед Ибн аль-Ахмар из рода Наср поднял в Архоне восстание против Альмохадов и, поддержанный населением Гранады, основал государство Насридов. Гранада стала столицей эмирата, владения которого простирались вдоль южного побережья Средиземного моря, от Геркулесовых столбов до Альмерии. Время правления Ибн аль-Ахмара, основателя Альгамбры, ознаменовалось высшим расцветом эмирата. Постепенно под ударами реконкисты кольцо вокруг него сжималось, однако труднодоступность горной Гранады и умелая политика ее государей способствовали тому, что эмират смог просуществовать почти до конца XV века. Он стал как бы небольшим оазисом в огромной католической Испании. Гранада и была таким оазисом в прямом смысле слова, ибо в ее долине, плодородной Веге, уподобленной арабским историком XIV века серебряной чаше, полной изумрудов и драгоценных камней, фруктовые деревья плодоносили круглый год, в изобилии произрастали пшеница и виноград, особым совершенством отличалась система искусственного орошения. Одним из главных источников благосостояния эмирата было производство сахара из сахарной свеклы.
В горах добывали золото, серебро и лазурит. В XIII и XIV веках гранадские купцы активно торговали со странами Средиземноморья, в том числе с Италией и Магрибом. Изделия из кожи, резного дерева и меди, ткани, стеклянные лампады, бронзовые кованые решетки и люстры, плетеные циновки и корзины, керамика, представленная во всем богатстве, от архитектурных изразцов до бытовой посуды, - таков далеко не полный перечень предметов художественного ремесла, процветавшего в Гранаде. Особенно славились драгоценные шелка типа альгамбра со светлым геометрическим рисунком на насыщенно темном фоне - синем, зеленом и коричневом.
Целую область производства составили вышивки золотом и цветными шелками по коже, шерсти, шелку, тюлю. Совершенством исполнения отличались оружие и золотые ювелирные украшения еврейских мастеров, виртуозно владевших секретами древнейшей техники перегородчатой эмали. Даже в период начавшегося упадка государство Насридов сохраняло высокий авторитет центра мусульманской учености, поэзии и музыки.
Однако процветание эмирата подрывалось династической борьбой, смутами и мятежами. Мавританское владычество в Испании переживало свою заключительную фазу. Его исторический финал исподволь подготовлялся крепнущим могуществом молодого испанского государства.
Удар, нанесенный христианами, был сокрушителен, беспощаден и чреват самыми прискорбными последствиями. Первоначально согласно условиям договора о капитуляции победители обнаружили лояльное отношение к побежденным. Но вскоре они стали притеснять население, ограничивая его свободу, обременяя налогами и насильственно обращая в христианство. Особым рвением отличался исповедник королевы Изабеллы архиепископ толедский кардинал Хименес де Сиснерос. По приказу Сиснероса на главной гранадской площади Бибаррамбла, месте празднеств и поединков, в 1498 году были сожжены найденные в городе арабские книги - десятки тысяч драгоценных манускриптов, за исключением трехсот трактатов по медицине, истории и естественным наукам, позднее переданных в библиотеку Эскориала.
Ко времени падения Гранады в стране уже двенадцать лет свирепствовала инквизиция. И на гранадской Бибаррамбле запылали ее зловещие костры, сжигавшие уже не книги, а еретиков. Для строгого наказания вероотступников в Гранаду из Хаэна был впоследствии переведен инквизиционный трибунал. Усиление политики религиозной нетерпимости стремительно нарастало, отражая общий реакционный курс испанского абсолютизма. Даже обращенные в христианство мавры, которые в Испании назывались морисками, продолжали подвергаться притеснениям. Изданный в 1526 году (введенный позже) эдикт запрещал морискам говорить на арабском языке, носить национальную одежду и оружие, совершать омовения, давать нехристианские имена, а главное, совершать мусульманские обряды. У родителей насильственно отбирали детей для помещения их в христианские школы.
В 1568 году в горных районах Гранады вспыхнуло восстание морисков, которое, быстро разрастаясь, охватило район от Аль-Пухарры до гор Альмерии, с одной стороны, и Малагу - с другой. Восставшие обратились за помощью к марокканскому султану, правителю Феса. Для подавления восстания испанцам пришлось стянуть в Андалусию крупные военные силы, установить морскую блокаду. В 1570 году восстание было подавлено, оставшихся в живых гранадских морисков переселили во внутренние провинции. Не миновало Гранаду и изгнание из Испании в 1609-1610 годах около пятисот тысяч морисков - искусных ремесленников и трудолюбивых земледельцев.26
Падение Гранады завершило период в развитии андалусской цивилизации. Для испанского народа оно стало последним этапом многовековой освободительной борьбы. И вместе с тем открытием целого художественного мира: Поверженная мавританская цивилизация превратилась в один из элементов местной традиции, которая питала искусство испанского Возрождения.
…Гранада вольно раскинулась у подножия северо-восточного склона Сьерры-Невады на нескольких холмах, которые спускаются в цветущую Вегу, долину реки Хеииль и ее притока Дарро. В удивительной гармонии сливается здесь цвет неба, гор, зелени, розово-золотистой старой архитектуры, белых кварталов жилой застройки. Замкнутость горными хребтами создает ощущение как бы особого мира со своим климатом, светом, куполом небосвода и прозрачным хрустально-чистым воздухом»27.
Однако представление о прекрасной столице Насридов принадлежит легендарному прошлому. Лицо города, на котором время оставило жестокие следы, существенно изменилось. Многое бесследно погибло. Тем не менее в городе господствует дух старины.
- Часть 1 Методические материалы
- Часть 2. Антология тематических текстов
- Любите ли вы искусство?
- Так любите ли вы искусство? методические материалы
- Формальные параметры оценки деятельности студентов
- История национальных культур западных стран
- Литература к курсу Первоисточники
- Дополнительная
- Занятие 3. Культура Италии Обязательное прочтение: а) Горький м. Сказки об Италии; б) Моравия а. Римские рассказы (не менее трех рассказов каждого автора)
- Первоисточники к 5-му занятию
- Тема 1. Основные термины и понятия.
- Тема 3. Культура Италии
- Тема 4. Культура Франции.
- Креспель ж.-п. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. М., 2000
- Тема 5. Культура Северной Европы и Англии.
- Материалы к курсу «Новое время» (под ред. Юдовской а), с-Пб.1994 Местр ж. Де. Рассуждения о Франции. М., 1997 Некрасова е. Романтизм в английском искусстве. М., 1975
- Тема 6. Культура Испании и Америки.
- Темы и варианты домашних работ и основные требования к ним
- 1. Молодежь и ее воспитание у разных народов в разные эпохи.
- 2. Эпоха и личность. Что определяет судьбу: национальный характер или дух времени?
- 3. Любовь в разные времена и у разных народов.
- 5. Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
- Тема 2. «Есть существа, которые глядят на солнце прямо, глаз не закрывая»
- Тема 3. «Добро и зло - друг в друге отраженье» (Микеланджело)
- Темы и основные требования к индивидуальным заданиям (рефератам и докладам).
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Список авторов, стихи которых необходимо выучить наизусть
- Список монографий для самостоятельного изучения и основные требования к их анализу
- Краткая хронология истории искусства
- Антология тематических текстов общие требования к заданиям по текстам антологии
- Введение
- § 1. Происхождение и сущность искусства.
- Италия.
- Заключение
- Франция
- Северная европа
- § 4.3. Об искусстве вообще
- § 1. Сущность и задача искусства
- § 7. Апология тенденциозного искусства
- § 8. «Народ» и искусство
- Испания.
- § 1.Исторические данные о традициях культуры Андалусии и Гранады.
- § 2. Общая характеристика средневековой архитектуры Испании28.
- § 1.Основные архитектурные сооружения ансамбля
- § 2. Синтез мавританской и европейской традиций в архитектуре Альгамбры32
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Теоретические основы Реализм … аккумулирует действительность в ее развитии…
- 2. Понятие реалистического художественного направления
- 1. Краткая характеристика историко-культурных условий
- 2. Веласкес и испанская живопись XVII века
- 1. Бодегонес как выражение социальных аспектов в творчестве веласкеса
- 2. Реалистические тенденции в жанре бодегонес
- 3. Структура эрмитижной картины «завтрак»
- 5. Образный смысл картины
- Латинская америка хх века Задание 1.
- Задание 3.
- Неизвестный атор. Приятного аппетита, сеньора!
- Евгений долматовский чили в сердце
- Пабло неруда. Опасность
- А. Вознесенский. Анафема
- Виктор хара. Из интервью
- Виктор хара. Моя трудовая гитара
- Призыв к рабочему
- Джоан тернер (жена Виктора Хары). Из свидетельских показаний
- Неизвестный автор (чили)
- Заключение