logo
пособие по истории национальных культур

1. Краткая характеристика историко-культурных условий

Веласкес родился в Севилье в 1599 году. Его отец — Хуан Родригес де Сильва был сыном бедного, безземельного португальского дворянина, переселившегося в Испанию, а мать — Херонима Веласкес — уроженкой Севильи. По старинному испанскому обычаю, дети часто наследовали двойную фамилию от обоих родителей, причем нередко отдавали предпочтение фамилии материнской. Так было и в данном случае. Полное имя художника звучало: Диего Родригес де Сильва и Веласкес, но он обычно называл себя просто Диего Веласкес.

Севилья, где прошли детство и юность Веласкеса, была главным городом Андалусии, цветущей и солнечной провинции на юге Испании. Эта область входила в состав тех земель, которые особенно долго принадлежали маврам, поднявшим здесь до высокого уровня культуру земледелия и садоводства. Севилью, удобно расположенную на реке Гвадалквивир недалеко от ее впадения в Кадисский залив, мусульманские завоеватели быстро превратили в большой порт, принимавший активное участие в морской торговле, сконцентрированной в IX — XI веках, в основном, в руках арабских купцов. Гавань Сан-Лукар являлась форпостом Севильи на море. Вместе с тем Севилья стала одним из наиболее важных центров культуры, который достиг высокого расцвета в мавританских владениях на Пиренейском полуострове. Кроме того, «передовой художественный центр Испании того времени хранил лучшие традиции народного … искусства»43.

Как отмечают исследователи, «в искусстве испанского Ренессанса не было ничего поистине великого, смелого и неповторимо оригинального»44, данное явление несло черты эпигонства, эклектизма, маньеризма. Однако само обучение способам трактовки формы, добытым итальянскими мастерами в процессе длительного изучения законов природы, было так же необходимо для испанских художников, как и изучение античного наследия, как усвоение, хотя бы даже непоследовательное, принципов гуманистического отношения к земной красоте человека и природы вопреки христианскому средневековому аскетизму. Это поднимало во многих отношениях отсталое испанское искусство до общеевропейского культурного уровня, открывало новые возможности для дальнейшего развития и уже самостоятельного использования полученных путем заимствования творческих средств. Кроме того, все-таки и в рамках итальянизирующего направления в Испании XVI века были созданы произведения, достойные внимания. Таковы лучшие картины севильских живописцев Луиса Варгоса и Педро де Кампанья.

В это время в целом повысился уровень культурного развития верхних городских слоев Испании, передовых кругов дворянства, интеллигенции. Изучение древних языков, интерес к античности и культуре ренессансной Италии, возросшая широта кругозора получили значительное распространение. Сильнее всего это сказывалось именно в Севилье. Все чаще севильские художники отправлялись в Италию. Они все более сближались с учеными и гуманистами своего времени и сами стремились приобщиться к литературной и гуманистической деятельности. Из Италии привозились художественные произведения. Появлялись коллекционеры, создавшие собрания оригиналов и копий. Это давало возможность местным художникам изучать образцы чужеземного искусства разных периодов, не выезжая из Севильи, или знакомиться с античной скульптурой без путешествия в Италию. Вместе с тем все более широкими и многообразными становились связи севильских художников с колониями Нового света. Шумное предместье Триана было местом жительства не только моряков, но в значительной мере также художников. На кораблях, отплывавших в Новый Свет, отправлялись, наряду с изделиями работавших для колоний севильских ремесленников, картины, раскрашенные деревянные статуи, произведения прикладного искусства, выходившие из мастерских севильских живописцев и скульпторов. Моряки выступали в качестве посредников между художниками и испанскими колонистами в Новом Свете, передавая в Севилью заказы или просто продавая в Америке севильские художественные произведения. Некоторые мастера и сами совершали поездки в колонии, порою оставаясь там и становясь родоначальниками местных художественных школ. Непрерывная связь с Новым Светом приобщала умы к широте новых, еще неизведанных далей.

Однако подъем испанской экономики кончился крахом во второй пол вине XVII века, ибо превращение Испании в великую колониальную державу имело, подобно реконкисте, свои роковые последствия.45 «Золотой век» испанского государства начался с глубочайшего экономического и политического кризиса. Народ был разорен до крайности. Страна была наводнена бродяжничающим, разбойничающим, нищенствующим людом. Королевская власть слабела и теряла свой престиж, казна переживала периодические банкротства. Нараставшая внутри страны феодальная реакция заставляла испанское государство из последних сил сохранять на международной политической арене роль поборника всех феодальных пережитков и оплота католической контрреформации. Однако, как будто по странной иронии судьбы, это мрачное время явилось столетием, давшим яркий расцвет реалистического и демократического по своему характеру искусства - литературы, скульптуры и живописи. Если во второй половине XVI века феодальная реакция породила в Испании подъем религиозно-мистического направления во всех сферах художественной жизни, то в XVII веке прогрессивные общественные силы вызвали рост оппозиционных настроений и сопротивления реакции. В стране быстро усиливались брожение умов и анархия, рождаемые кризисом государственной власти, уже бессильной справиться с этой анархией. Народное недовольство проявлялось все более открыто, все более резко и буйно. К середине XVII века оно переросло в ряд больших восстаний. В искусстве произошел поворот к реализму, который понимался его сторонниками как возврат к демократическим традициям эпохи реконкисты.

Первой вступила на этот путь уже в конце XVI века литература, своим примером, теоретическими высказываниями ее передовых представителей облегчившая изобразительному искусству развитие в том же направлении. Особым и своеобразным жанром в мировой литературе, становится в Испании так называемая плутовская новелла, или плутовской роман. Сложность жизни, разорение разных слоев общества, ломку старых устоев, их уродливое перерождение и переплетение с пороками нового мира, которым управляют денежные интересы, несколько внешне, но правдиво и ярко отражают произведения этого жанра. От анонимного «Ласарильо с реки Тормеса» развитие плутовской новеллы идет к такому зрелому произведению, как «Жизнь пройдохи» Франсиско Кеведо. Характерно, что действительность во всех этих произведениях изображается как бы снизу, с точки зрения простого народа, и представитель народа.

В первой половине XVII века все более широкое распространение получают разные формы сатирической литературы, резко оппозиционной к представителям власти, к правящим классам в целом. Эта литература часто анонимная, являлась устным творчеством самого народа, выражая рост его недовольства. Естественно, что значительная часть подобного народного творчества не дошла до наших дней, но из него выросли острые сатирические произведения Франсиско Кеведо. Параллельно с плутовским романом и сатирической литературой быстрыми темпами шло развитие реалистических достижений в испанской драматургии и испанском театре. Первые шаги профессионального театра в Испании связаны с деятельностью бывшего ремесленника Лопе де Руэда, в середине XVI века создавшего труппу и сочинявшего для нее пьесы. Его театр предназначался для народной толпы, отражал жизнь народа, отвечал его вкусам и бесхитростно отражал его типы. Но успех был так велик, что к началу XVII века появились постоянные театральные труппы в столице. Это создало почву для расцвета драматургического дарования Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Аларкона. Они были связана уже не только с народными низами, как Лопе де Руэда, но и с дворянством — своим происхождением, личными отношениями.

В теоретических трактатах, в отдельных высказываниях драматургов и в ряде теоретических положений, сформулированных Сервантесом, развиваются с большей или меньшей последовательностью взгляды, обосновывающие устремления писателей к правдивому отражению действительности и вместе с тем к их активному воздействию на читателей и зрителей. Все это приводит к тому, что реализм быстро зреет в передовой испанской литературе, достигая наибольших успехов и последовательности в начале XVII века в ряде «Назидательных новелл» и особенно в «Дон Кихоте» Сервантеса.

Поворот в области изобразительных искусств46 произошел прежде всего в испанской скульптуре, воскресившей традиции народной деревянной пластики и по-новому использовавшей наследие итальянского Ренессанса. В первой половине XVII века высокого расцвета достигает деревянная пластика в Севилье, давшей мировому искусству такого большого мастера, как Мартинес Монтаньес. Затем в испанской живописи также происходит поворот в сторону усиления демократичности, развития ярко выраженной национальной самобытности. Главными центрами живописи в это время продолжают оставаться, как и в XVI веке, наиболее значительные испанские города. Прежде всего это такие старые культурные центры, как Севилья и Валенсия. Здесь, вдали от столицы и королевского двора, появляются ростки нового направления живописи, которое позже проникает также в столицу, чтобы даже там восторжествовать над эклектическим, итальянизирующим придворным искусством.

В основном оставаясь в рамках не только религиозных сюжетов, но и глубокой религиозной убежденности, художники начала века сумели и в этих узких рамках обогатить свое творчество и заговорить на понятном и близком народу языке. Кроме того, часть из них внесла свой вклад в развитие портрета, бытового жанра и натюрморта. Так называемые бодегоны (дословно — погребки, съестные лавки) приобрели особые, чисто национальные, характерные для первой половины XVII века черты, соединяя показ занятых едой или ее приготовлением типичных представителей простонародья с изображением самой еды, грубой посуды, кухонной утвари. Художественная манера исполняемых произведений была различна, но большая часть живописцев направлялась тем путем, которым в Италии одновременно шел Караваджо, явившийся родоначальником «реалистического направления» итальянской живописи XVII века.

Развитие нового направления быстро нарастает, становясь таким непреодолимым, что захватывает почти всех мастеров молодого поколения и оказывает все более активное влияние даже на сторонников академизма, связанных с итальянизирующими традициями испанской живописи XVI века. Мощный подъем реализма продолжается неудержимо во второй половине XVII столетия, подготавливая и рождая те высшие достижения, к которым приходит испанское реалистическое искусство в творчестве Веласкеса.

Так, коротко, можно охарактеризовать условия, обстановка, атмосферу в которых началось формирование мировоззрения и творчества величайшего испанского живописца. К началу этого времени Севилья не была уже прежней. Оставаясь все еще главным экономическим центром Испании, она тоже переживала глубокий кризис, обостривший контрасты нищеты и богатства. Роскошь и разорение, авантюризм и стоическое противостояние судьбе делали этот город тем центром Испании, где более всего развивалась жизнь, нашедшая отражение в плутовских новеллах. Существуя на фоне былого великолепия древней Севильи, она сама являлась фоном для тех культурных традиций, которые здесь сложились, и для того искусства, которое с начала XVII века принесло новую славу севильской школе.