Дополнительная
-
Берлин П. Эти странные шведы. М., 2000
-
Билтон П. Эти странные швейцарцы. М., 2000
-
Божович В. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
-
Боткин В. Письма об Испании. Л., 1976
-
Бродель Ф. Материальная цивилизация 15 - 18 вв. М., 1986 – 91.
-
Васильев А. Египет и египтяне. М., 2000
-
Виппер Б. Статьи об искусстве
-
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1993
-
Зайдениц Ш. и др. Эти странные немцы. М., 2000
-
Злыднева Н. Художественная традиция в пространстве балканской культуры. М., 1993
-
Зомбарт В. Буржуа. М., 1994
-
Кадзи С. и др. Эти странные японцы. М., 2000
-
Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993
-
Клейн Л. Археологическая типология. Л., 1991
-
Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. М., 2000
-
Липняцкая Е. Эти странные поляки. М., 2001
-
Лоней Д. эти странные испанцы. М., 2000
-
Майол Э. Эти странные англичане. М., 2000
-
Материалы к курсу «Новое время» / Под ред. А. Юдовской. СПб., 1994
-
Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997
-
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1970
-
Морохоева З. Личность в культуре Востока и Запада. Новосибирск, 1994
-
Муратов П. Образы Италии
-
Навеки проклят. Антология. М., 1985
-
Очерки истории искусства. М., 1987
-
Полевой В. Двадцатый век. М., 1989
-
Поршнев Б. Социальная психология и история. М., 1979
-
Раушенбах Б. Система перспективы в изобразительном искусстве. М., 1986
-
Рейснер Л. Цивилизация и способ общения. М., 1993
-
С кем вы, мастера культуры? М., 1985
-
Симонов П. и др. Происхождение духовности. М., 1989
-
Солли М. Эти странные итальянцы. М., 2000
-
Фол С. Эти странные американцы. М., 2000
-
Фиада А. Эти странные греки. М., 2000
-
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 1 – 3. М., 1993 - 1994
-
Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993
-
Штекли А. Утопии и социализм. М., 1993
-
Эптон Н. Любовь и испанцы. “Урал ЛТД”, 2001
-
Эптон Н. Любовь и французы. “Урал ЛТД”, 2001
-
Ястребицкая А. Западная Европа 11 – 12 вв .Эпоха. Быт. Костюм. М., 1973
-
Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. М., 2000
-
Интернет: http://www.arthistori.сom
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ , ВОПРОСЫ К НИМ И ПЕРВОИСТОЧНИКИ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ .
Требования к конспекту. Конспект - это краткое изложение (в основном своими словами, а не цитатами из текста ) главных идей конспектируемой работы. Изучая первоисточник, по заданной теме практического занятия, не следует выписывать из работы только ответы на вопросы занятия. Работу следует изучить в целом, а по тексту (желательно на оставленных для этой цели полях) сделать пометки - что именно подходит для ответа на тот или иной вопрос практического занятия. Необходимо найти и записать краткие сведения об авторе конспектируемой работы, времени и причинах ее создания.
Из списка первоисточников к определенной теме необходимо выбрать по одному источнику из каждого пронумерованного блока.
Выступление на практическом занятии в большей мере строится на основе конспектов первоисточников, которые не пересказываются, а анализируются, исходя из поставленной в вопросе практического занятия проблемы. Приветствуется сопоставление разных мнений по одной проблеме. Возможно использование материалов лекций и рекомендованной литературы для критики суждений авторов первоисточников.
Занятие 1. Основные термины и понятия.
1. Материальная и духовная культура. Культура и антикультура.
2. Место искусства в системе культуры. Национальная культура и искусство
3. Виды искусства.
4. Язык изобразительного искусства.
Первоисточники к 1-му занятию:
Обязательное прочтение: Толстой Л. Что такое искусство? Паустовский К. Золотая роза.
1. Лотман Ю. Феномен культуры (или Несколько мыслей о типологии культур) в кн.: Лотман Ю. Избранные Статьи. Таллинн,1992, т.1
Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь
2. Луначарский А. Искусство как вид человеческого поведения.
Швейцер А. Культура и этика. М.1993
3. Аверинцев С. Красота как святость.
Виппер Б. Статьи об искусстве.(Введение в историческое изучение искусства)
Каган М.С. Морфология искусства. Гл. 9 Классы и семейства искусств; гл. 10 Виды искусства (или его же Эстетика как философская наука. Ч. 4 Историческая морфология искусства)
4. Даниэль С. Искусство видеть.Л.1990
Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. С-Пб., 2001
Третьяков Н. Образ в искусстве. Оптина пустынь, 2001
Занятие 2. Культура Ближнего Востока и Греции.
Обязательное прочтение: Лесков Н. Египетская повесть. Ефремов И. Таис Афинская
1. Особенности древнеегипетской культуры. Современные арабские государства как наследники великой цивилизации.
2. Древняя, средневековая и современная Греция. Общее и особенное каждого этапа греческой культуры.
Первоисточники ко 2-му занятию.
1. Аверинцев С. И др. Древние цивилизации. М., 1989
Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта (или Во времена Нефертити)
Жак К. Египет великих фараонов.
2. Феофраст. Характеры.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания ( два любых по выбору)
3. Клейн Л. Бесплотные герои.
Фролов Э. Факел Прометея.
Андреев Ю. Поэзия мифа и проза истории.
- Часть 1 Методические материалы
- Часть 2. Антология тематических текстов
- Любите ли вы искусство?
- Так любите ли вы искусство? методические материалы
- Формальные параметры оценки деятельности студентов
- История национальных культур западных стран
- Литература к курсу Первоисточники
- Дополнительная
- Занятие 3. Культура Италии Обязательное прочтение: а) Горький м. Сказки об Италии; б) Моравия а. Римские рассказы (не менее трех рассказов каждого автора)
- Первоисточники к 5-му занятию
- Тема 1. Основные термины и понятия.
- Тема 3. Культура Италии
- Тема 4. Культура Франции.
- Креспель ж.-п. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. М., 2000
- Тема 5. Культура Северной Европы и Англии.
- Материалы к курсу «Новое время» (под ред. Юдовской а), с-Пб.1994 Местр ж. Де. Рассуждения о Франции. М., 1997 Некрасова е. Романтизм в английском искусстве. М., 1975
- Тема 6. Культура Испании и Америки.
- Темы и варианты домашних работ и основные требования к ним
- 1. Молодежь и ее воспитание у разных народов в разные эпохи.
- 2. Эпоха и личность. Что определяет судьбу: национальный характер или дух времени?
- 3. Любовь в разные времена и у разных народов.
- 5. Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
- Тема 2. «Есть существа, которые глядят на солнце прямо, глаз не закрывая»
- Тема 3. «Добро и зло - друг в друге отраженье» (Микеланджело)
- Темы и основные требования к индивидуальным заданиям (рефератам и докладам).
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Список авторов, стихи которых необходимо выучить наизусть
- Список монографий для самостоятельного изучения и основные требования к их анализу
- Краткая хронология истории искусства
- Антология тематических текстов общие требования к заданиям по текстам антологии
- Введение
- § 1. Происхождение и сущность искусства.
- Италия.
- Заключение
- Франция
- Северная европа
- § 4.3. Об искусстве вообще
- § 1. Сущность и задача искусства
- § 7. Апология тенденциозного искусства
- § 8. «Народ» и искусство
- Испания.
- § 1.Исторические данные о традициях культуры Андалусии и Гранады.
- § 2. Общая характеристика средневековой архитектуры Испании28.
- § 1.Основные архитектурные сооружения ансамбля
- § 2. Синтез мавританской и европейской традиций в архитектуре Альгамбры32
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Теоретические основы Реализм … аккумулирует действительность в ее развитии…
- 2. Понятие реалистического художественного направления
- 1. Краткая характеристика историко-культурных условий
- 2. Веласкес и испанская живопись XVII века
- 1. Бодегонес как выражение социальных аспектов в творчестве веласкеса
- 2. Реалистические тенденции в жанре бодегонес
- 3. Структура эрмитижной картины «завтрак»
- 5. Образный смысл картины
- Латинская америка хх века Задание 1.
- Задание 3.
- Неизвестный атор. Приятного аппетита, сеньора!
- Евгений долматовский чили в сердце
- Пабло неруда. Опасность
- А. Вознесенский. Анафема
- Виктор хара. Из интервью
- Виктор хара. Моя трудовая гитара
- Призыв к рабочему
- Джоан тернер (жена Виктора Хары). Из свидетельских показаний
- Неизвестный автор (чили)
- Заключение