logo
пособие по истории национальных культур

Дополнительная

  1. Берлин П. Эти странные шведы. М., 2000

  2. Билтон П. Эти странные швейцарцы. М., 2000

  3. Божович В. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987

  4. Боткин В. Письма об Испании. Л., 1976

  5. Бродель Ф. Материальная цивилизация 15 - 18 вв. М., 1986 – 91.

  6. Васильев А. Египет и египтяне. М., 2000

  7. Виппер Б. Статьи об искусстве

  8. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1993

  9. Зайдениц Ш. и др. Эти странные немцы. М., 2000

  10. Злыднева Н. Художественная традиция в пространстве балканской культуры. М., 1993

  11. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994

  12. Кадзи С. и др. Эти странные японцы. М., 2000

  13. Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993

  14. Клейн Л. Археологическая типология. Л., 1991

  15. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. М., 2000

  16. Липняцкая Е. Эти странные поляки. М., 2001

  17. Лоней Д. эти странные испанцы. М., 2000

  18. Майол Э. Эти странные англичане. М., 2000

  19. Материалы к курсу «Новое время» / Под ред. А. Юдовской. СПб., 1994

  20. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997

  21. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1970

  22. Морохоева З. Личность в культуре Востока и Запада. Новосибирск, 1994

  23. Муратов П. Образы Италии

  24. Навеки проклят. Антология. М., 1985

  25. Очерки истории искусства. М., 1987

  26. Полевой В. Двадцатый век. М., 1989

  27. Поршнев Б. Социальная психология и история. М., 1979

  28. Раушенбах Б. Система перспективы в изобразительном искусстве. М., 1986

  29. Рейснер Л. Цивилизация и способ общения. М., 1993

  30. С кем вы, мастера культуры? М., 1985

  31. Симонов П. и др. Происхождение духовности. М., 1989

  32. Солли М. Эти странные итальянцы. М., 2000

  33. Фол С. Эти странные американцы. М., 2000

  34. Фиада А. Эти странные греки. М., 2000

  35. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 1 – 3. М., 1993 - 1994

  36. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993

  37. Штекли А. Утопии и социализм. М., 1993

  38. Эптон Н. Любовь и испанцы. “Урал ЛТД”, 2001

  39. Эптон Н. Любовь и французы. “Урал ЛТД”, 2001

  40. Ястребицкая А. Западная Европа 11 – 12 вв .Эпоха. Быт. Костюм. М., 1973

  41. Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. М., 2000

  42. Интернет: http://www.arthistori.сom

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ , ВОПРОСЫ К НИМ И ПЕРВОИСТОЧНИКИ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ .

Требования к конспекту. Конспект - это краткое изложение (в основном своими словами, а не цитатами из текста ) главных идей конспектируемой работы. Изучая первоисточник, по заданной теме практического занятия, не следует выписывать из работы только ответы на вопросы занятия. Работу следует изучить в целом, а по тексту (желательно на оставленных для этой цели полях) сделать пометки - что именно подходит для ответа на тот или иной вопрос практического занятия. Необходимо найти и записать краткие сведения об авторе конспектируемой работы, времени и причинах ее создания.

Из списка первоисточников к определенной теме необходимо выбрать по одному источнику из каждого пронумерованного блока.

Выступление на практическом занятии в большей мере строится на основе конспектов первоисточников, которые не пересказываются, а анализируются, исходя из поставленной в вопросе практического занятия проблемы. Приветствуется сопоставление разных мнений по одной проблеме. Возможно использование материалов лекций и рекомендованной литературы для критики суждений авторов первоисточников.

Занятие 1. Основные термины и понятия.

1. Материальная и духовная культура. Культура и антикультура.

2. Место искусства в системе культуры. Национальная культура и искусство

3. Виды искусства.

4. Язык изобразительного искусства.

Первоисточники к 1-му занятию:

Обязательное прочтение: Толстой Л. Что такое искусство? Паустовский К. Золотая роза.

1. Лотман Ю. Феномен культуры (или Несколько мыслей о типологии культур) в кн.: Лотман Ю. Избранные Статьи. Таллинн,1992, т.1

Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь

2. Луначарский А. Искусство как вид человеческого поведения.

Швейцер А. Культура и этика. М.1993

3. Аверинцев С. Красота как святость.

Виппер Б. Статьи об искусстве.(Введение в историческое изучение искусства)

Каган М.С. Морфология искусства. Гл. 9 Классы и семейства искусств; гл. 10 Виды искусства (или его же Эстетика как философская наука. Ч. 4 Историческая морфология искусства)

4. Даниэль С. Искусство видеть.Л.1990

Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. С-Пб., 2001

Третьяков Н. Образ в искусстве. Оптина пустынь, 2001

Занятие 2. Культура Ближнего Востока и Греции.

Обязательное прочтение: Лесков Н. Египетская повесть. Ефремов И. Таис Афинская

1. Особенности древнеегипетской культуры. Современные арабские государства как наследники великой цивилизации.

2. Древняя, средневековая и современная Греция. Общее и особенное каждого этапа греческой культуры.

Первоисточники ко 2-му занятию.

1. Аверинцев С. И др. Древние цивилизации. М., 1989

Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта (или Во времена Нефертити)

Жак К. Египет великих фараонов.

2. Феофраст. Характеры.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания ( два любых по выбору)

3. Клейн Л. Бесплотные герои.

Фролов Э. Факел Прометея.

Андреев Ю. Поэзия мифа и проза истории.