Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
ХХ в. рассматривается как переломный момент в развитии человека и человечества и создании новых форм культуры. Это – кризисная эпоха, выражающая переход от старого к новому, причем в высшей стадии этого перелома, переходящего в разрушение старого. Культура ХХ в. – не первая переломная неклассическая эпоха, эстетические, этические ценности которой были поставлены под сомнение. Но культура ХХ в. характеризуется переломом, сдвигом во всех сферах жизни: начиная от науки и техники, революционных сдвигов, военных и политических баталий, охватывающих масштабные территории до кардинальных изменений в искусстве и нравственности человека.
Динамичное развитие техники было воспринято в начале ХХ в. как возможность разрушения единства Природы, воссоздания заново нового природного, культурного и социального ландшафта. Человек становился демиургом, стремящимся создать новую красоту мира, природы и самого человека, что позволяло говорить об антропологическом повороте, о проблематичных ценностях человека.
ХХ в. – это не просто создание новой картины мира, но и разрушение старой, разрыв с традициями, переоценка ценностей, в соответствии с концепцией Ф. Ницше. Происходит разрушение целостности картины мира, утрата ее иерархичности. Разрушение старой картины мира произошло во всех сферах культуры: опыты по расщеплению ядра, изучение принципа дополнительности Н. Бора, возникновение теории относительности А. Эйнштейна, разложение человека на элементы в психоанализе З. Фрейда.
Возник разрыв между научным мировоззрением и внутренним миром человека, нестыковка естественно-научного и гуманитарного знания, призванного понять причины и проблемы кризиса естественных наук.
Новой картиной мира стала идея преобразования мира, причем преобразование мира в искусстве предшествует научному и даже социальному изучению мира. Как пишет Б. Гройс, авангард в искусстве предшествует революции в политике.
Искусство утрачивает миметическую природу и стремится не к отображению мира, а к его реальному преображению. Происходит разрыв с реальностью, предметным миром, содержанием. Реализм уходит на второй план, приобретает иные формы.
Символ этой эпохи стал «Черный квадрат» К. Малевича, окончательным преодолением классических традиций. «Черный квадрат» рассматривался как знак Ничто, пустоты, заключающий в себе все или знак космической смерти. Но главная идея К. Малевича – идея созидания новой вселенной (новой культуры, нового человечества) – пересекалась с новейшими неклассическими теориями в физике и математике. «Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры» (К. Малевич).
Вместо стремления к гармонии, присущего классической культуре, возникает картина мира, утратившего устойчивые ориентиры, стабильность, уют, определенную точку меры. Утверждается идея вариативности и многомерности как главные принципы жизни.
В то же время художник ХХ в. стремится найти первовещество, первоматерию, первоэлементы, из которых создается мир. Подобно Ф. Ницше, обратившемуся к архаической Греции, художники и философы ХХ в. стремятся найти изначальное, дологическое первоначало.
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей