logo search
Чистюхин И

§ 1. История создания

Понятие «актантная модель» появилось в процессе теоретического исследования, выявления и осмысления основных сил драмы и их роли в действии. «Преимущество модели - пишет Пави - состоит в том, что «характер» и «действие» не разделяются искусственно, но раскрывается их диалектика и постепенный переход от одного к другому»1. Успех, который пришел к ней вскоре после ее появления, объясняется тем, что модель многое проясняет в проблеме «драматической ситуации» (по определению Пави), а также четко выявляет процесс зарождения и развития конфликта, группирует персонажей по их физическому отношению к конфликту. Наконец, модель представляет нам персонаж с совершенно новой стороны и он «не уподобляется более существу психологическому или метафизическому, но некой принадлежащей глобальной системе индивидуальности, меняющейся от «аморфной» формы актанта… до конкретной формы актера»2.

Главной и существенной особенностью, позволившей появиться модели, следует считать, желание исследователей разделить персонажей (действующих лиц) на минимальной количество категорий, с тем что бы охватить все существующие в пьесе комбинации. Это необходимо было сделать для того, чтобы выделить подлинных инициаторов действия - протагонистов. Исследования в данном направлении были впервые предприняты Ж. Польти в 1895 г. Он, в своей книге «Тридцать шесть драматических ситуаций», изложил идею о том, что все драматические ситуации, существующие в драматургии можно свести к 36, остальные лишь их комбинация. В. Пропп в своей работе «Морфология сказки» (1928) выделил из корпуса сказок рассказ-тип с 7 актантами принадлежащих в 7 кругам действия. Это:

Пропп приходит к выводу, что сказка часто описывает один и тот же тип действия, изменяя лишь названия, имена, атрибуты и т.д. Это наблюдение дало возможность изучать сказку по «функциям действующих лиц» 1.

В 1950 г. Сурио Е. в книге «200 тысяч драматических ситуаций» выделил 6 функций любого драматического универсума, что явилось первым значительным этапом (после Проппа) формализации актантов. А. Греймас в своих работах «Структурная семантика» (1966) и «Смысл» (1970) структурирует 6 функций Сурио, подразделяя их на пары, создавая тем самым непосредственно саму «актантную модель».

Модель Греймаса

Отправитель Объект Получатель

(Адресант) (Адресант)

Помощник Субъект Противник

Ось «адресант - адресат» - контролирует ценности, определяет их и судит о желаниях и их распределении между персонажами.

Ось «субъект - объект» - обозначает траекторию действия и поиски героя или протагониста. Она усеяна препятствиями, которые должен преодолеть субъект.

Ось «помощник - противник» - облегчает или препятствует коммуникации2.

Следующим значительным и финальным шагом в разработке и формировании актантной модели было изменение оси «субъект - объект», которое сделала А. Юберсфельд в книге «Читать театр» (1977). Кроме этого (что весьма существенно) она дала и совершенно иное графическое изображение модели.

Модель Юберсфельд

Отправитель Получатель

(Адресант) (Адресант)

Субъект

Объект

Помощник Противник

Пави, являясь учеником Юберсфельд, тем не менее, указывает на недостаток этого изменения как определенной степени риска переоценить природу субъекта и сделать их него «легко уловимую данность». На наш взгляд модель Юберсфельд во многом избегает тех недостатков, которые есть в модели Греймаса. В первую очередь Юберсфельд делает модель более действенной, уводя ее от чрезмерного теоретизирования. Помещая субъекта между отправителем (D1) и получателем (D2) в такие «тиски», что действие субъекта становиться просто необходимым. В модели же Греймаса действие субъекта обусловлено воздействием на него пары помощник - противник, а объект представляет собой некую ценностную данность, к которой стремиться субъект. Данность эта - обусловленная D1 и D2 - приобретает гипертрофированные формы и преувеличенное значение.

В модели Юберсфельд, в отличие от Греймаса не два, а три уровня, которые мы условно назовем так:

D1 D2 «небо»

S

«человек»

O

A Op «земля»

О триаде, тройном устроении, трех частной композиции говорится практически в любой философской системе: например, дух, душа и тело; древнерусское строение мира - правь, навь, явь; Тримурти в Индии и т.д. Кроме того, Ю.М. Лотман отмечал, что тернарным системам характерен принцип сохранения предшествующих ценностей, бинарные же системы не стабильны и их отличает тяга к уничтожению всех предшествующих ценностей.