39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
В 313 император Константин объявил христианство государственной религией, и
перед архитекторами встала задача создания церковного здания.
Базилики. Из всех типов сооружений римской архитектуры христиане выбрали
базиликальное здание. Обычно в состав раннехристианской базилики входил
атрий, в центре которого помещалась купель для крещения. Портик,
расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или
вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви – наос. В
нартексе во время службы находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение. Наос был разделен продольными рядами колонн на нечетное число нефов – чаще всего 3 или 5. Центральный неф был, как правило, выше и
просторнее боковых. В пространстве нефов собиралась паства. В восточном
конце главного нефа на возвышении размещалась священническая кафедра, с
которой произносились проповеди. Позади солеи находилась полукруглая
апсида, в центре которой устанавливался алтарь – святое святых
христианского храма. Базилика отличалась предельной простотой формы. Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия.
Раннехристианские общины были бедны, и в церковном строительстве им приходилось довольствоваться самыми
дешевыми материалами. Часто при возведении храмов использовали фрагменты
старых построек, поэтому колоннада могла быть составлена из колонн,
увенчанных разными капителями. Мраморные плиты пола образовывали
орнаментальный рисунок. В апсиде и на стенах церкви сверкали мозаики. Когда
на мозаичную декорацию не хватало средств, храм расписывали фресками. По
контрасту с богато украшенным интерьером внешний облик церковных зданий был очень скромным, что отличало их от языческих храмов.
В ранних базиликах 4–5 вв. вход находился с восточной стороны здания, а
апсида с западной. В римской церкви Сан Лоренцо фуори ле Мура
первоначальная апсида находилась с западной стороны, позже построили новую
церковь, апсида которой была расположена по касательной по отношению к
старой; впоследствии обе апсиды были разобраны, и старая церковь,
оказавшаяся с восточной стороны стала приделом новой.
Помимо базиликальных христиане возводили и центрические постройки. В этом
случае алтарь помещался в центральной части крестообразного или круглого в
плане зала, окруженного галереей. Примером такого здания может служить
римская церковь Сан Стефано Ротонда. Как и первые базилики, она перекрыта
простой деревянной кровлей. Однако более органичным для центрической
композиции является купольное перекрытие, которое было реализовано в
мавзолее Санта Костанца в Риме; галерея этого здания перекрыта
цилиндрическим сводом.
Оба архитектурных типа распространены в восточном Средиземноморье, Сирии и
Палестине. Храм Симеона Столпника в Калаат-Семане представлял собой
комплекс, состоявший из четырех базилик, располагавшихся вокруг
восьмиугольного в плане центрального двора, где стоял знаменитый столп. В
Турманине фасад базилики был фланкирован башнями. Нехватка дерева в этих
местах заставляла строителей сооружать перекрытия из каменных плит,
положенных поверх конструкции из поставленных поперек главного нефа арок.
- Роль искусства в жизни общества. Функции искусства
- 2. Теории происхождения искусства
- 3. Виды изобразительного искусства
- 8. Амарнский период развития египетского искусства
- 9. Первобытное и народное искусство
- 10. Первобытное искусство, периодизация и основные произведения
- 11. Крито- Микенское искусство. Основные произведения
- 12. Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке
- 13. Скульптура Древнего Египта
- 14. Характерные черты и исторические этапы искусства Древнего Египта
- 15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта
- 16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
- 17. Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация, основные произведения
- 18. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись
- 19. «Дискобол» Мирона
- 21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
- 22. Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона
- 23. Искусство греческой архаики
- 24. Ордерная система древнегреческой архитектуры. Составные части и элементы ордера
- 25. Греческая скульптура поздней классики. Творчество Скопаса и Праксителя
- 26. Пергамский алтарь
- 27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
- 28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
- 29. «Апоксиомен» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара
- 30. Искусство эллинизма
- 31. Художественный синтез в архитектуре Парфенона
- 32. Метопы Парфенона
- 33. Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения
- 35. Фаюмский портрет
- 36. Древнеримский скульптурный портрет
- 37. Помпейские фрески
- 38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
- 39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
- 41. Византийское искусство. Характерные особенности
- 42. Храм Св. Софии в Константинополе. Мозаика
- 43. Характерные черты византийской живописи (мозаика, фреска, икона)
- 44. Особенности средневекового искусства. Эстетическая характеристика образов
- 45. Романское и готическое искусство. Связь архитектуры с живописью и скульптурой
- 46. Художественный синтез на примере искусства готики Франции.
- 47. Готическая скульптура и витражи
- 48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
- 49. Отличительные черты Романской и готической скульптуры.
- 50. Древнерусское искусство. Исторические периоды и их характеристика
- 51. Иконопись и изобразительное искусство
- 52. Творчество Феофана Грека
- 53. «Троица» Андрея Рублева
- 54. Фрески Дионисия
- 55. Димитриевский собор во Владимире. Характер художественного синтеза
- 56. Храм Святой Софии в Киеве. Характер художественного синтеза
- 57. Творчество Андрея Рублева
- 58. Древнерусская живопись
- 60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
- 61. Характерные черты Итальянского Возрождения. Исторические этапы. Значение для мировой культуры
- 62. Проторенессанс. Творчество Джотто
- 63. Творчество Донателло
- 64. Картина Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
- 65. Творчество Сандро Боттичелли
- 66. Творчество Мазаччо
- 67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе
- 69. Творчество Леонардо да Винчи
- 71. Творчество Микеланджело
- 72. «Тайная вечеря» Леонардо
- 73. Росписи Сикстинской капеллы
- 74. Архитектурные произведения Микеланджело
- 75. Характеристика Венецианской школы эпохи Возрождения
- 76. Творчество Тициана
- 77. Творчество Веронезе
- 78. Поэтичность образов Джорджоне
- 79. Женские образы в творчестве Рафаэля Санти
- 80. Высокое возрождение в Италии
- 81. Характерные особенности Ренессанса в Нидерландах
- 82. Характерные особенности Ренессанса в Германии
- 83. Творчество Босха
- 84. Черты народности в творчестве Питера Брейгеля
- 85. Творчество Дюрера
- 86. Гравюры Дюрера
- 87. Творчество Эль Греко