Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
Появление ирригационного земледелия в III тыс. до н. э., создание государства, которое мыслилось продолжением космогенеза – боги, сотворив мир, передали царям свои полномочия и ответственность за дальнейшее мироустроение и поддержание порядка, появление письменности и интеллектуальной деятельности, связанной с накоплением, сохранением и истолкованием информации стали той гранью, которая отделила древние цивилизации от первобытности.
Характеризуя восточный тип культуры, исследователи обычно отмечают невыраженность личностного начала, приоритет коллектива над индивидуальностью, авторитет традиции и организующую роль ритуала. Строгая иерархичность древневосточных обществ, действительно приводила к тому, что человек оценивался, прежде всего, как исполнитель социальной роли, как правило, наследуемой. Но это не означает, что индивидуальности не существовало совсем. Духовное «брожение», охватившее народы в I тыс. до н. э. и названное К. Ясперсом «осевым временем», привело к появлению религиозных систем, сформировавших основные понятия и категории мышления, которыми человечество оперирует до сих пор. Это буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, иудаизм. Именно религиозно-философские представления определили специфику духовной культуры региона. Они наложились на универсальную мифологическую модель мира, с характерными для нее представлениями о тождестве макро и микрокосма, трехчастном делении вселенной, оси мира, тотемическими и аграрными мифами. В культуре древнего мира архаические пласты, апеллирующие к опыту родовой общины, соседствуют с пробуждающейся философской рефлексией и требующими личностного выбора религиозными идеями. Уже в древности можно выделить несколько ареалов, имеющих явно выраженные особенности духовной культуры. Это Египет, Междуречье, Индия и Китай, возникший позже «мир ислама».
Таким образом, восточные цивилизации стали одним из способов перехода от первобытности к древности. Его обусловили урбанизация, сложная социальная дифференциация, централизация власти, появление государств, письменности и основанных на ней новых видов деятельности. Осуществляющие такую деятельность жрецы и чиновники явились носителями зарождающегося личностного сознания.
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей