logo search
Учебное пособие -2

5.2. Типология цивилизаций

Если мы рассматриваем цивилизации как различные типы об­ществ, неизбежно встает проблема типологии цивилизаций. Здесь наряду с классификацией С. Хантингтона существуют и другие основа­ния, по которым можно выделять цивилизации, — экономический строй общества, организацию политической власти, господство опре­деленной религии в общественном сознании, языковую общность, сходство природных условий и т.п.

Так, если использовать в качестве основания для классификации экономический строй общества, то цивилизациями будут выступать рассмотренные выше общественно-экономические формации, выде­ленные К. Марксом, — рабовладельческая, феодальная, капиталис­тическая и социалистическая.

Можно встретить деление на аграрные и индустриальные циви­лизации. В аграрной цивилизации господствует культура патриархаль­ного, традиционного типа. Ее характерными чертами являются: бли­зость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, боль­шая роль семейных и клановых связей, слабость межкультурных контактов. Разновидностями аграрных цивилизаций являются земледельческая цивилизация (с оседлым образом жизни) и скотоводчес­кая цивилизация кочевых народов. Индустриальная цивилизация от­личается приоритетом городской культуры, ускоренными темпами жизни, большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей, быстрым ростом образования, развитыми средствами коммуника­ции и информации, высокой мобильностью населения. По характеру политической власти различают деспотические и демократические цивилизации. В первую группу входят цивилизации стран Востока, Древнего мира, во вторую — древнегреческие демок­ратии, Новгородская боярская республика, современные демократи­ческие государства.

Можно выделять цивилизации по языковой общности, которая обусловливает близость многих других сторон жизни людей. Так, выделяют испанскую или португальскую цивилизации, которые вклю­чают в себя помимо Испании и Португалии, соответственно, ряд стран Латинской Америки.

Природно-географический фактор также может служить основани­ем для выделения цивилизаций. Примером служат цивилизации гор­ных народов, жителей Крайнего Севера и т.п.

И, наконец, в основе выделения цивилизаций лежит религиозная принадлежность народов, так как именно религиозная общность скреп­ляет разные народы лучше всего. Так формируются буддийская, хри­стианская, исламская цивилизации.

Но какое бы основание деления на цивилизации мы ни взяли, различия между ними относятся к самым глубоким различиям между обществами. Взаимопонимание людей, принадлежащих к разным цивилизациям, достигается с большим трудом, контакты легко пере­растают в конфликты. Но зато результатом контактов при благопри­ятном исходе становится множество новаций, придающих динамич­ность этим цивилизациям.