logo search
Учебное пособие (семинары)

Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры

Античная культура столь значительное и многоплановое явление всемирной истории, что для ее всестороннего и обстоятельного анализа потребовалось бы написать огромные многотомные исследования. Мы же ставим перед собой более скромную задачу – очертить некоторые основные характеристики греко-римской культуры и привлечь внимание к наиболее важным достижениям античного мира.

Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после открытия учеными-гуманистами великолепных памятников древнегреческой и римской культур. Тогда самый древний этап развития человечества (культуру первобытного общества, месопотамскую и другие древнейшие цивилизации еще предстояло заново открыть и осознать) стал поистине основой для развития европейской цивилизации. С того времени античность составляет неотъемлемую часть нашей современности. В памяти потомков сохранились имена мифологических героев и богов, реальные исторические персонажи: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Нерон, Октавиан Август. Стоит ли говорить о том, сколь глубоко вошла античность в творчество многих деятелей культуры как прошлого, так и настоящего – Пушкин, Шекспир, Шиллер, Рафаэль, Пуссен, Серов, Джойс. Наверное, ни одна из мировых культур не близка нам так, как античность.

Греко-римская цивилизация на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Греческие полисы и италийские города существенно отличались в социально-политическом плане, языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины – два полюса этого противостояния.

Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Древним грекам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшей для европейцев классикой. Чем можно объяснить столь блистательный культурный взлет?

Выделим основные черты возникновения и развития античной культуры:

1. Космологизм античной культуры.

Выдающийся ученый А.Ф. Лосев, выделяя основные принципы античности, писал: «Античная культура – это не только объективизм, но это еще и материально-чувственный космологизм. Античность построена на одушевленно-разумном космологизме». Космос – это абсолют. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.

Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком. Лучшее определение антропоцентризма заключено в словах Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Сопоставление макрокосма-Вселенной и микрокосма-человека предполагало гармонию существования. Поэтому для древнегреческой культуры был свойственен поиск «пропорции связи вещей», математических законов красоты и гармонии, поиск идеала человеческого тела и духа. Тело, прекрасное само по себе, было лишь частью гармонической личности. Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин полиса – калокагатия. Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония – единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

2. Природные условия: свобода и гармония.

Греция – приморская территория с благоприятными для жизни условиями: зимняя стужа и летний зной смягчаются морской прохладой. В таком крае все живет на открытом воздухе. Человек, живущий в таком «раю» естественно испытывает гармоническую связь с природой, с богами, с Космосом. Кроме того, море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов.

Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством, как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. В своем отношении к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония, свобода.

Вывод: народ, сложившийся в таких прекрасных климатических и природных условиях, развивается быстрее и гармоничнее других.

3. Социально-политическое устройство: полисный менталитет.

Город-полис – социально-политическое образование, не имеющее аналогов в культуре того времени. Полисы возникли как поселения, осуществляющие контроль за достаточно небольшой территорией, на которой существовали свои социальные, политические и нравственные устои. Становление греческих городов происходит в форме синойкизма – соединения, слияния нескольких поселений в одно. Так, Афины возникают на основе объединения 12 деревень, Спарта объединяет 5, Тегея и Мантинея по 9 поселений.

Появление полиса с VIII по VII вв. до н. э – явление чрезвычайной важности. Именно этот феномен выражает квинтэссенцию социально-политических отношений античности. Полис радикально изменил социальное пространство бытия города. Центрирующим элементом его жизни становится агора площадь, как то общее место, где обсуждались вопросы, волнующие общество. Специфической чертой полиса была необычайная динамика и политическая активность его населения, ставшая возможной благодаря замене власти царей сначала на власть аристократов, а затем, как в Афинах, на демократию («власть народа»). Фактор существования полиса как города-государства заключался в том, что его граждане, какими бы различиями они ни обладали (по происхождению, роду занятий, имущественному положению и др.), были взаимозаменяемыми единицами одной системы, законом которой является равновесие, нормой – равенство, что означало принцип равного участия всех граждан в осуществлении власти. Знания, нравственные и художественные ценности становятся доступны все более широкому кругу людей и в конце концов всему демосу.

Таким образом, античный полис – форма государственного образования, место на земле, где человек чувствует себя свободной личностью. Это не только общественная, но и сакральная ценность, т. к. высшими идеями становятся: равенство, справедливость, свобода.

4. Многообразие и динамичность развития античной культуры.

Античная Греция никогда не являлась единым централизованным государством с единой политикой, религией, канонами искусства. Она представляла собой множество городов-государств, полностью самостоятельных, часто воевавших друг с другом, иногда заключавших между собой политические союзы. Для неё не было характерным наличие одного, столичного, города – центра административной, политической жизни, законодателя в области культуры. Каждый город самостоятельно решал вопросы должного и необходимого, прекрасного и совершенного, того, что соответствовало его представлениям о культуре человека и общества.

Для античной культуры Греции свойственно было стремление к многообразию, а не к единству. Единство возникало как результат, продукт столкновения, соревнования, конкуренции многообразных продуктов культуры. Поэтому для культуры была характерна агональность, то есть склонность к соревновательности, соперничеству и игре. Эта черта греческого характера пронизывает все стороны жизни – политическое и культурное соперничество городов-полисов, Олимпийские игры, состязания трагиков и комедиографов, различие архитектурных стилей.

Дух соперничества, природный талант эллинов, их увлеченность делом, любопытство, стремление понять и осознать окружающий мир способствовали динамичному развитию всей культуры в целом. Кроме того, любознательные греки и римляне внимательно излучали все значимое у других древних культур, заимствуя самое ценное и достойное.