Особенности духовной культуры Древнего Египта
Духовная культура Древнего Египта определяется целым набором черт, это: развитые заупокойные представления, солярный культ и культ обожествленного правителя, специфические черты искусства, иероглифическое письмо. Появление в социальной иерархии слоя жрецов, выполняющих не только культовые, но и административно-управленческие функции, обусловило сложное сплетение архаичных элементов, сохраняющихся в древнеегипетской культуре, со зрелым мировосприятием, характерным для развитой письменной традиции. Значение «профессионального» жречества и храмов в духовной жизни Египта выходило за рамки собственно религиозной сферы. С храмами были связаны игравшие важную роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», – что-то вроде библиотеки, архива и «научно-исследовательского института», где составлялись религиозно-магические, медицинские и иные тексты. Священное иероглифическое письмо почиталось как «слово бога». Создателем письменности, покровителем писцов, лекарей и магов считался бог Тот, с помощью заклинаний он мог даровать жизнь богам и людям. При появлении ирригационного земледелия древнейший мифологический пласт соединился с более поздним смысловым комплексом, столь характерным для аграрных культур – земля, солнце, вода. Египтяне называли свою страну Та Кемет (Кемт) – Черная земля, в противовес красной – неплодной земле пустыни. Но центральным объектом египетской мифологии являлась не великая река (Хапи), как можно было бы ожидать, а солнце. С солнцем связаны боги Хор и Амон. Рассветное солнце являлось как Хапри, достигшее зенита – Ра, закатное – Атум. Образы Ра и Амона сливаются в главное божество Египта – Амон-Ра. Солнце пронизало весь мир, все уровни египетского «космоса», персонифицирующие его существа маркируют все три уровня мифической вселенной. Смысловой комплекс плодородия дополняется умирающим и воскресающим богом, функция которого также хорошо известна народам Междуречья. Усирт, или Осирис, как его называли древние греки, – бог ежегодно умирающей и воскресающей растительности, являлся также царем загробного мира и судьёй над умершими. Универсальным символом Древнего Египта издавна считались пирамиды – величественные гробницы фараонов Древнего царства, причисленные еще в античности к семи чудесам света и доныне остающиеся одним из самых популярных архитектурных памятников. Пирамиды воплощают земное могущество фараонов и религиозные представления египтян, в которых большую роль играл заупокойный культ, обещающий бессмертие. Но содержание египетской культуры может быть не менее емко выражено мифом об Осирисе, в котором находит отражение как ее аграрная специфика, так и стремление преодолеть смерть.
Так, фараон, отождествляемый с Гором при жизни, становился Осирисом после смерти. Уже в ранних заупокойных текстах запечатлены сложные представления о человеческой душе, вернее, многочисленных духовных составляющих. Сложный погребальный культ египтян был связан со стремлением обеспечить необходимую поддержку всем, обретшим самостоятельную посмертную судьбу, душам, а также сохранить нетленным тело умершего, куда они смогли бы вернуться, что являлось главным условием воскрешения. Именно этим объясняется обычай бальзамирования.
Стремление к индивидуальному бессмертию – смысловой стержень духовной культуры Древнего Египта.
- Учебное пособие
- Предисловие
- Оглавление
- Культура и цивилизация с.6
- Культура и цивилизация
- Литература
- Социальные уровни культуры Характеристика основных социальных уровней культуры
- Понятие классики и современности.
- Культура и личность
- Культура и природа Понятие природы. Основные этапы взаимодействия природы и культуры.
- Причины и сущность современного экологического кризиса.
- Роль культуры в решении экологических проблем.
- Диалог культур Коммуникация как процесс общения, передачи информации и смыслов – способ существования культуры.
- Проблема межкультурной коммуникации в хх-ххвеке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции м.М. Бахтина, ю.М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре.
- Миф как феномен культуры Понятие и сущность мифа
- Специфика архаического мифа
- Характерные черты мифа
- Религия и культура
- Литература
- Искусство в системе культуры
- А. С. Пушкин «Муза»
- Произведение искусства
- Зритель
- Наука и техника как феномен культуры
- Культура древнего востока Отличительные особенности древних восточных цивилизаций
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Культурная традиция Индии
- Религиозно-философские учения Древнего Китая
- Античный тип культуры Особенности развития греко-римской культуры
- Этапы развития античной культуры
- Античная религия и мифология. Характерные черты
- Причина упадка античной культуры
- Культура средневековой западной европы Предпосылки и условия формирования средневековой культуры Западной Европы
- Христианство, как основа средневековой культуры
- Основные сферы средневековой культуры (церковная, светская, народная)
- Западно-европейская культура эпохи возрождения Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
- Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
- Искусство итальянского Возрождения
- Обратная сторона Возрождения
- Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени
- Своеобразие религиозной культуры Нового времени
- 1. Протестантизм
- 2. Католичество после Реформации и Контрреформации
- 3. Философский скептицизм и вольнодумство
- Нравственные ценности: разумный эгоизм и протестантская этика
- Разумное устройство общества. Вера в прогресс
- Формирование научной картины мира
- Основные тенденции развития русской культуры (х–хiх вв.)
- Этапы развития русской культуры
- Типологические особенности русской культуры
- Русская культура рубежа XIX–xXвв. Серебряный век русской культуры Серебряный век – ренессанс духовной культуры на рубеже веков
- Синкретизм русской культуры Серебряного века
- Русский символизм
- Культура XX в. Общая характеристика xXв. Создание новой картины мира
- Переоценка ценностей