4.4. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
В любой социокультурной системе условно выделяют ядро, отождествляющееся с преобладающей социокультурной парадигмой, и периферию, составляющую менее масштабную альтернативу культуре большинства. Доминирующая культура занимает господствующее положение в обществе и определяется как официальная. Доминирующую культуру можно рассматривать в разных социальных аспектах. По характеру производства и потребления, особенностям коммуникативных отношений в современном обществе статус доминирующей имеет массовая культура. В эпоху зрелого средневековья в условиях господствующей идеологии христианства доминирующей была церковная культура. Основу каждой национальной культуры составляют традиции титульного этноса, помимо которых в содержание национальной культуры включены и элементы культуры этнических меньшинств.
Субкультура (лат. sub ‘под’ + культура) является структурным компонентом социальной системы. Выделение многочисленных субкультур обусловлено социальной неоднородностью любого исторического или локального общества и сложностью полной адаптации к доминирующей культуре большинства в связи с наличием явных социокультурных различий. Несмотря на органичную связь с доминирующей культурой, каждая отдельная субкультура характеризуется относительной самостоятельностью и закрытостью, своеобразным ценностным измерением, оригинальностью символотворчества и формами жизнедеятельности людей. Субкультура, откровенно конфликтующая с доминирующей культурой, получает статус контркультуры.
Выделение субкультур обусловлено разнообразными признаками.
Территориальный признак – предполагает дифференциацию городской и деревенской субкультур, которая является возможной только в традиционном и индустриальном обществах; в постиндустриальном обществе различия между ними достаточно условны и ощутимы в отдельных элементах хозяйственно-бытового уклада, ментальных структурах и ритмах жизнедеятельности;
этнический – определяет автономную организацию социокультурного бытия представителей этнических меньшинств в полиэтничной национальной культуре или отдельных диаспор в инокультурном окружении;
религиозный – различает жизнедеятельность отдельных конфессий и религиозных организаций, не включенных в доминирующие конфессиональные типы и культуры (старообрядцы);
социальный – предусматривает объединение представителей некоторых социальных категорий, связанных особенностями жизнедеятельности и общими интересами (инвалиды, ветераны, военнослужащие);
гендерный – обусловливает выделение отдельных общностей по половой принадлежности, инициированных схожими убеждениями относительно социальных статусов и степени социальной активности представителей разных полов (феминистское движение);
возрастной признак – дает основание для различения детской субкультуры, молодежной и пожилых людей.
Гетерогенность современного социокультурного пространства определяет разные модели индивидуальной идентификации. Неопределенность социального статуса молодежи нередко обусловливает их приобщение к одной из альтернативных молодежных групп или движений, связанных общими интересами, увлечениями, идейными убеждениями, мировоззрением, традициями (панки, байкеры, рокеры, реперы, рейверы, райтеры, хипстеры, готы, фанаты-болельщики и т.д.).
Среди факторов и причин, активизирующих молодежное движение, первичными являются социокультурные тенденции, сопровождающиеся кризисом ценностных доминант и нравственных представлений, отказом от авторитетов, стремлением к свободному самовыражению, противостоянием массовой культуре и поиском нового, свободного от влияния традиций стиля жизни. Но в современном обществе подобные явления и процессы приобретают массовый характер. Молодые люди, отдавая дань моде, механически подражая друг другу во внешнем облике, привычках и вкусах, часто утрачивают свой индивидуальный духовный образ. Оригинальный символический язык, принятые нормы коммуникативных отношений, ценностные доминанты и идеалы, увлечения и предпочтения, способствуют самовыражению молодых людей и их идентификации с подобными себе – со своими. Устойчивые традиции вербального поведения выступают в качестве средства коммуникации в молодежной среде и играют роль важного способа самовыражения и фактора интеграции в пределах определенной группы, хотя сленготворчество нередко становится фактом речевой болезни.
Понятие контркультура обозначает явления и процессы в социокультурном пространстве, оппозиционные доминирующей культуре. Контркультура представляет собой разновидность субкультуры, противостоящей принципам официальной культуры и характеризующейся альтернативными мировоззренческими инициативами, коммуникативными моделями, ценностными детерминантами жизнедеятельности. Термин контркультура вошел в активное употребление с конца 1960-х гг. и закрепился за диссидентскими явлениями в социально-политической жизни, искусстве, молодежных движениях, отстаивавших право самостоятельного выбора принципов и стиля жизни, свободу самовыражения и творческой активности. Но значение понятия контркультура не ограничивается характеристикой альтернативных движений и субкультур молодежи. Контркультурный статус может иметь любое социокультурное образование, которое возникает в ситуации социальной нестабильности и кризисов, противоречит идеологии и стереотипам доминирующей культуры, отличается бунтарским характером самовыражения и инновациями, разрушает господствующую мифологию, утверждает новые идеалы и создает новый язык культуры.
Контркультура не приемлет строгих идеологических регламентов в разных сферах общественной жизни, отвергает абсолютизацию рационального начала в разрешении проблем бытия человека и общества, делает значимые акценты на спонтанном, непосредственном чувственном переживании действительности. Противостояние доминирующей культуре может реализоваться в разнообразных коммуникативных моделях и формах жизнедеятельности людей. Отрицание реальности может сопровождаться уходом в маргинальность, активным воплощением революционных социокультурных проектов, отрешенностью от реальности и погружением в творческое конструирование бытия, приобщением к разнообразным альтернативным духовным практикам культуры.
Соотношение доминирующей культуры и контркультурных феноменов прослеживается на протяжении всей истории развития культуры. Контркультурными являлись христианские идеи в Римской империи в условиях доминирования языческих религиозных представлений в первые века нашей эры, и это продолжалось вплоть до официального утверждения христианства как государственной религии в IV в. В то же время развитие христианской культуры обусловило отношение к язычеству как к ложной концепции мира, основанной на примитивных и невежественных взглядах, и уступило ему свой прежний статус контркультуры. Поскольку пантеистическое восприятие окружающей действительности противоречило представлениям о трансцендентности Бога, то мир язычников в сознании приверженцев монотеизма как истинного понимания высшей субстанции постепенно вытеснялся на периферию и становился чужим. Все формы исконной народно-языческой культуры ввиду господствующего положения церковной культуры считались феноменами неофициальной, низшей культуры. К таковым также примыкали еретические движения, увлечения спиритизмом и алхимией, карнавалы, субкультура вагантов.
Черты контркультуры имело возникшее на рубеже XIX–XX вв. искусство модернизма, подчеркивавшее свою оппозиционность распространенным тогда реалистическим тенденциям в культуре и искусстве. Возникновению контркультуры может способствовать разрушение традиции и появление инновационных элементов в сфере религии. Таковыми являются расхождения в принятой догматике, обусловливающие расколы и возникновение ересей. В качестве примеров контркультурных фактов в религии является движение Реформации, выступившее против идеологии католической церкви, а также многочисленные неокульты и секты, возникшие в XX в. и являющиеся типичными для современного общества. Степень распространения тех или иных культурных феноменов может обусловливать постепенную потерю их прежнего контркультурного статуса.
К контркультурному контингенту часто относят представителей так называемых деклассированных слоев общества (бродяг, наркоманов, лиц, связанных с криминальным миром, политических диссидентов). Ввиду того, что жизнедеятельность многих указанных категорий лишена созидательного смысла, имеет явно асоциальный и девиантный характер, их часто отождествляют вообще с антикультурой, или же термин контркультура в данном контексте употребляется достаточно условно. К ним могут примыкать некоторые политические партии, деструктивные секты, альтернативные группы, молодежные движения, отличающиеся агрессивно-волюнтаристским стилем поведения, пропагандой насилия, расовой неприязни, ксенофобии и шовинизма.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел 1. Культурология как интегративная дисциплина. Основные понятия и категории культурологии
- 1.1. Культурология в системе гуманитарного знания
- 1.2. Сущность понятия культура
- 1.3. Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Становление и развитие культурологического знания
- 2.1. Становление и развитие культурологического знания с периода античности по эпоху Просвещения
- 2.2. Осмысление культуры в западной философской мысли хiх в.
- 2.3. Культурологические теории хх в. Основные направления современной культурологической мысли
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Морфология культуры
- 3.1. Структура культуры. Культура как система
- 3.2. Семиотическое измерение культуры. Язык и культура
- 3.3. Символ в культуре
- 3.4. Основные функции культуры
- 3.5. Закономерности культурной динамики
- Вопросы и задания
- Раздел 4. Типология культуры
- 4.1. Проблема типологии культуры. Критерии классификации
- 4.2. Региональная, этническая, национальная культуры
- 4.3. Народная культура
- 4.4. Доминирующая культура, субкультура и контркультура
- 4.5. Маргинальная культура
- 4.6. Массовая культура
- 4.7. Элитарная культура
- Вопросы и задания
- Раздел 5. Историческая динамика культуры
- 5.1. Генезис культуры. Культура первобытного общества
- Вопросы и задания
- 5.2. Восток как культурная целостность. Цивилизации Древнего Востока
- 5.2.1. Культура Междуречья
- 5.2.2. Культура Древнего Египта
- 5.2.3. Древнееврейская культура
- 5.2.4. Культура Древнего Китая
- 5.2.5. Культура Древней Индии
- 5.2.6. Специфика арабо-мусульманской культуры
- 5.2.7. Становление традиций японской культуры
- Вопросы и задания
- 5.3. Античная культура
- Вопросы и задания
- 5.4. Европейская культура средневековья
- Вопросы и задания
- 5.5. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы и задания
- 5.6. Европейская культура Нового времени
- Вопросы и задания
- 5.7. Западная культура хiх в.
- Вопросы и задания
- 5.8. Истоки культуры восточных славян. Развитие русской культуры
- Вопросы и задания
- 5.9. Историческое развитие и особенности белорусской культуры
- Вопросы и задания
- 5.10. Тенденции культуры хх в.
- Вопросы и задания
- 5.11. Культура современного информационного общества
- Вопросы и задания
- Литература