4.4. Культура европейского Возрождения и Реформации
Сам термин «Возрождение» был впервые употреблен итальянским художником и искусствоведом ХУ1 века Дж.Вазари применительно к избразительному искусству и стал означать «возрождение науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, преимущественно у греков». Обращение к античному наследию, однако, не сводилось лишь к его изучению и подражанию ему. Оно было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры – гуманизму.
В центре внимания гуманистов – живая человеческая личность. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а гуманистической «ученостью». Благородным делает человека не принадлежность к знатному роду, а овладение культурой, многогранная светская образованность, опирающаяся на изучение не только христианских, но греко-латинских источников.
Гуманистическая культура Возрождения была элитарной: была доступна только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых в эту эпоху продолжало пребывать в плену средневековой культуры.
Историки культуры выделяют несколько этапов эпохи Возрождения: проторенессанс – Х11-Х1У в.в., ранний – Х1У – ХУ в.в., высокий – ХУ1в., поздний – ХУ11 в. Родина Возрождения – Италия, где творили Данте, Дж. Бокаччо, Джотто ди Бондоне, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Л. Бруни, Л. Валла, Пико делла Мирандолла, Т. Кампанелла, Дж. Бруно, Н. Макиавелли и др. Однако настроения Ренессанса распространяются и на другие страны. Во Франции, Нидерландах, Германии, Англии Возрождение получает название «Северное» ( Ф. Рабле, В. Шекспир, А.Дюрер, П. Брейгель, М. Монтень, Т.Мюнцер, Т.Мор, Э. Роттердамский).
В социальной сфере этой эпохи появляются две главные фигуры – мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. И основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники «становятся» всемогущими античными титанами, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысление веры: человек получает возможность творить, которая в эпоху средневековья приписывалась только Богу. Человеку становится более интересной не небесная красота, а земная - мир наполнен божественной красотой, и задача человека познать и отобразить её.
Сильное воздействие на общество в эпоху Возрождения оказала Реформация – народное движение, направленное против католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма. Гуманизм сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль. С одной стороны, Реформация шла по его стопам: гуманизм расчистил путь для Реформации – тем, что подорвал престиж церкви, ослабив её контроль над искусством и возвысив светскую ученость. Но, с другой стороны, Реформация была восстанием не только против католической церкви, но и протитв гуманизма: её фанатической религиозности и крестьянско-бюргерскому умонастроению был враждебен дух интеллектуальной и нравственной свободы, который несла в себе гуманистическая культура Возрождения. Борьба между католичеством и протестантизмом имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию контрнаступлением: усилением действий инквизиции по преследованию инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры и индекса запрещенных книг, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех сторон культура Возрождения задохнулась в удушливой атмосфере религиозной нетерпимости.
Попытка гуманистов синтезировать античную и средневековую культуру привела к созданию культуры необычного оригинального типа: культура Возрождения – это переходная культура. Оригинальность ее заключается в том, что она представляет собою диалог культур. «Ренессанс – это культура общения культур» И если Европа в последующие века сумела построить цивилизацию, занявшую ведущее положение в мире, то немалое значение в этом имеет опыт культурного синтеза, проделанного Возрождением, - опыт усвоения, переработки и соединения в единое целое элементов различных культур.
- Федеральное агентство по образованию р ф волгоградский государственный технический университет волжский политехнический институт
- Культурология
- Часть 2
- Учебное пособие
- Раздел 1.Этническая и национальная культура
- 5.1. Эволюция понятия «цивилизация»
- Географический – локализация культур в географическом пространстве;
- 1.2. Нация и национальная культура
- 1.4. Взаимоотношения между национальной и этнической культурой
- 1.5. О способах овладения национальной культурой
- Раздел 2. Региональные культуры
- 2.1. Запад и Восток как два типа культуры
- 2.2. Диалог цивилизаций и культур «Запад-Восток»
- 2.3. Север и Юг
- Раздел 3. Концепции локальных культур.
- 3.1. Н.Я. Данилевский
- 3.2. О.Шпенглер
- 3.3. А. Тойнби
- 3.4. С. Хантингтон
- Раздел 4. Исторические типы культуры
- 4.1. Первобытная культура
- 4.2. Античная культура
- 4.3. Средневековая культура Западной Европы
- 4.4. Культура европейского Возрождения и Реформации
- 4.5. Культура Западной Европы Нового времени
- 4.6. Современная западная культура
- Раздел 5. Культура и цивилизация
- 5.1. Эволюция понятия «цивилизация»
- 5.2. Типология цивилизаций
- 5.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»