logo search
Чистюхин И

§ 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения

Говоря об идейно - тематическом анализе как об определенном этапе в разборе драматургического произведения, необходимо отметить, что не только в очередности его применения, но даже и в отношении его названия не существует однородного мнения. Так, Поляков М.Я. советует начинать анализ пьесы с «идейно-эмоциональной структуры» или «творческой концепции автора». Уже из самого определения мы видим что:

  1. он лишает этот анализ понятия «темы» как категории;

  2. заменяет его понятием «эмоциональность», что является одной из форм психического отражения действительности, в то время как «идея» связывается со способностью человека ментально осмысливать действительность;

  3. понятие «концепция» выражает образную интерпретацию действительности и присуща - как феномен - вообще всему художественному произведению;

Из чего же складывается «идейно-эмоциональная структура»? Из мотивов. Сначала всеобщих (идейных, социальных, психологических, бытовых и т.д). Далее идет процесс индивидуализации общего мотива в частный, а затем уж анализируется способ осуществления / реализации этих мотивов в той или иной художественной форме. Так Поляков М.Я., анализируя творчество Гоголя, приходит к выводу: автору свойственны такие основные мотивы, как мотив всеобщего страха, мотив обмана. Эти мотивы развертываются в присущей ему (Гоголю) гиперболической манере, перемешивая быт с фантастикой. Далее автор рассматривает двуплановость построения и восприятия драматургии Гоголя, тем самым, раскрывая функции двойственности этого мира. Здесь нам кажется, автор смешал воедино тематическое, идейное и эмоциональное восприятие, а когда он переходит к анализу формы и композиции, все окончательно смешивается. Мы считаем это смешение неправомерным, тем более с анализом формы и композиции; необходимо лишь выделить тематическую и идейную основу произведения. Нам могут возразить, что нельзя отделять, тем более умышленно форму от содержания т.к. это вообще немыслимо. Мы с этим абсолютно согласны и отмечаем, что:

а) делаем это лишь в теоретических целях, чтобы более точно определиться в дефинициях;

б) постоянно отмечаем и будем еще не раз отмечать, что этот анализ переходит, или еще точнее завершается формально-композиционным, т.е. формой выражения этого, найденного нами смыслового содержания;

Необходимо сказать еще об одной особенности в понятии «идея»: это ее общественно-значимая функция. Гоголь называл театр «духовной кафедрой» и то, что могло бы прозвучать с этой кафедры, все то вечное, освещенное духом человеческим и воплощенным в слове, которое есть «логос» - это и восходит к понятию «идея».