logo search
ISTORIYa_anya_ISKUSSTV

78. Поэтичность образов Джорджоне

ДЖОРДЖОНЕ (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) (ок. 1477-78, Кастельфранко, — 7 ноября 1510, Венеция), итальянский художник, первый по времени в плеяде ведущих мастеров венецианской живописи чинквеченто (16 в.)

Джорджоне гораздо решительнее, чем все его современники (даже такие как Леонардо да Винчи или Рафаэль) перешел от композиций, основанных на четких символических программах, к свободным поэтическим импровизациям, смысл которых прихотливо меняется в зависимости от настроения зрителя.

Этот мечтательный лиризм сопряжен у него с замечательным живописным мастерством: тонкая световоздушная дымка, т. н. «сфумато » (которое он ввел в североитальянскую живопись чуть позже Леонардо и, скорее всего, под влиянием последнего) обеспечивает пространственное единство, сочетаясь с предельно точными, знаковыми цветовыми акцентами и плавной композиционной ритмикой, гармонично связывающей фигуры с символическими деталями. В этих деталях нередко находили оккультные смыслы (связанные с алхимией, астрологией и тайными «домасонскими» обществами), — но все же главные секреты носят здесь сугубо эстетическое значение, выражая любовь мастера не столько к шифрам или иносказаниям, сколько к общей атмосфере романтической недосказанности.

Все вещи Джорджоне созданы в самом конце 15 в. и 1500-е гг. «Богоматерь на троне со Св. Георгием и Франциском» (алтарный образ, написанный для собора в Кастельфранко и до сих пор там хранящийся) иконографически традиционна, хотя и выделяется пространственной свободой своих пейзажных просторов. Среди других его религиозных композиций — сдержанно-грациозное, подчеркнуто скромное «Поклонение волхвов» и «Юдифь», где библейская героиня, убившая Олоферна, неожиданно предстает не воинственной, а задумчиво-нежной.

Воистину революционна по своей жанровой структуре «Гроза»: главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а фигуры (воина слева и полунагой женщины, кормящей ребенка справа) превращаются почти что в чистый стаффаж, хотя, несомненно, и наделены какой-то, до сих пор неясной, сюжетной ролью (возможно, это Адам и Ева после Грехопадения).

Столь же интригующе-неопределенны и «Три философа»: старец, мужчина среднего возраста и юноша, представленные рядом с темной пещерой, на фоне заката (или восхода?) в горной долине, могут быть и тремя волхвами, и аллегориями разных наук (астрологии, философии и математики) и, наконец, фигурными воплощениями трех разных эпох в жизни человечества (ветхозаветно-библейской, средневеково-схолатической и новой, ренессансной).

Особый раздел наследия Джорджоне составляют портреты, где индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами (чаще всего это юные пастухи). Одна из таких типажных картин — изможденная «Старуха», выражающая всем своим обликом неумолимый бег времени.

Целый ряд работ Джорджоне создал в соавторстве с молодым Тицианом. Около 1508 они расписали Немецкое подворье в Венеции, но от этих фресок сохранились жалкие, еле заметные остатки.

Руку Тициана находят и в « Сельском концерте», иногда даже (что, как полагает большинство исследователей, несправедливо) полностью приписывая ему данную картину (это живописная пасторальная поэма о природе, подчиняющейся волшебству искусства, которое олицетворяют здесь два юных музыканта вкупе с двумя нагими фигурами, — не то аллегориями, не то просто куртизанками на пикнике). Уже в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы является удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера».

«Спящая Венера» осталась незаконченной (пейзаж в ней написал Тициан). Джорджоне ушел из жизни внезапно, совсем молодым, став, скорее всего, жертвой какой-то эпидемии типа чумы. Один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Под впечатлением этой картины свои произведения на сходные сюжеты создали Тициан и Дюрер, Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Гоген и Мане. Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале безмятежно спит, предаваясь во сне своим мечтам и фантазиям прекрасная античная богиня любви и красоты Венера. За спиной Венеры на горизонте — просторное небо с облаками, невысокая гряда голубых гор, пологая тропа, ведущая на поросший растительностью холм. Отвесная скала, причудливый профиль холма вторят очертаниям фигуры богини.

Джорджоне называли «первым подлинно современным художником», считая его ранним предтечей романтизма.