logo search
Stanislavsky-K_-Tom-7

58. Из письма кВл. И. Немировичу-Данченко

  

Конец июня --начало июля 1898

Москва

Многоуважаемый Владимир Иванович!

   Сознаю, что до 25 июля нам едва хватит времени для:

   1) "Шейлока", "Антигоны", "Гувернера", "Самоуправцев", "Ганнеле"1, "Федора" (еще одной пьесы для Пушкина: какой? Легче всего "Бесприданница").

   "Много шума", "Уриэль" (некоторые роли), Магда, Мальволио -- едва ли будем репетировать2. Роли пройдем между делом.

   2) Итак, для репетиций пока мы обойдемся без Вас. Что может запутаться -- это хозяйственная сторона, так как она совсем еще не поставлена: Манасевич не только абсолютно ничего не делает -- он [поручает] другим даже мелкие покупки, не следит за отчетностью и сам путается в счетах (это может оказаться очень убыточным). Его надокак можно скорее гнать. Между тем без Вас я связан -- не могу ничего предпринять. Разрешите мне поскорее переговорить с Судьбининым (с Рындзюнским я не кончал) -- по общему мнению, он подойдет к этому делу, хотя бы временно, до Вашего возвращения. При всем искреннем желании у меня не хватает времени, чтобы вести хозяйственную часть, так как, с одной стороны, репетиции, с другой -- декорации, портные, бутафоры, выбор материи, закупка всех мелочей для "Федора" и "Шейлока"-- все лежит на мне, и надо торопиться.

   3) Роксанова больна и пишет, что [на] несколько дней опоздает.

   4) Сегодня, как я слышал, актеры пишут Вам петицию о том, чтобы их служба считалась с 15 июня, и о том, чтобы Якубенкам, Грибуниным и пр. делался вычет, так как они отдуваются теперь за них 3.

   5) Самарова служит за 1200 рублей.

   6) При переписках происходят недоразумения и задержки. От многих назначений ролей Вы бы отказались, если бы узнали ближе актеров, поэтому не будьте в претензии, если в этом случае я буду делать без Вашего согласия некоторые изменения. Это прямо необходимо, чтобы не задержать дела. Вот несколько примеров: вместо Артема в "Шейлоке" роль отдана Чупрову, вместо последнего -- Бурджалову. Если бы не такое распределение, не пришлось бы репетировать их сцены и они сидели бы без дела, кроме того, я бы не имел случая познакомиться с данными Чупрова.

   7) Роль Магды придется отдать Савицкой. Если будет играть ее Роксанова, то смысл пьесы потеряется, так как рядом с Желябужской она будет казаться больше эльфой (эфирнее).

   8) Роль матери в "Ганнеле" даю Желябужской, так как, не зная Книппер (у которой голос слишком низок), боюсь, что она не сладит с фокусами с крыльями, превращениями и пр. Желябужская же (она должна была играть роль в первой постановке) создана для всяких фокусов и сентиментальной красоты.

   9) Увы, Мейерхольд должен играть в "Ганнеле" смерть. Более подходящей фигуры нет. Судьбинин не может играть абсолютно ничего, и тем более роль с пластическими жестами. Он извозчик, да еще ломовой (но славный малый).

   10) Мейерхольд попал и в "Самоуправцев", так как без него нельзя было бы репетировать пьесу, так как не хватало актеров 4.

   11) Судьбинин ста раз не сыграет!!!.. Боюсь, что, посмотрев его и Андреева, Вы ни разу не пустите их на сцену (по крайней мере в костюмных ролях). Ничего отвратительнее андреевского голоса я не слыхивал [а Вы обращаете такое внимание (и очень основательно) на голоса].

   12) Свое мнение о Вишневском я высказал в заказном письме. Если вы с ним согласны -- кончайте, вызвав его в Ялту или письменно. Но пусть пока он молчит и напишет: куда ему высылать роли (или лучше не высылать, а то он их начитает неверно).

   ...Очень, очень волнуюсь, что цензурный вопрос оттягивается. Ведь "Ганнеле", "Федор", "Антигона", "Между делом" цензуры еще не прошли, а мы их репетируем и затрачиваемся на них. Вдруг выйдет недоразумение? Вдруг (как это часто бывает) Литвинов в августе месяце скажет: да... это общедоступный театр... а!.. я это упустил из виду... Тогда мы погибли5. Вдруг переводчик не даст "Между делом"?.. Ужасно неспокойно беремся за дело. Вдруг Корш или Погожев подложат нам свинью относительно "Федора"?..6От них все станется. Гораздо спокойнее иметь в своем портфеле разрешенный цензурой экземпляр. С "Федором" же еще затруднение. Как он вымаран? Остаются ли духовные лица? Ведь их там целый полк. Если они остаются -- то одно распределение ролей, нет -- вся комбинация меняется.

   Кстати: Мейерхольд боится за бытовой (а не общий) тон в Курюкове. Хочу попробовать Чупрова (он большой молодец).

   Федоров набралось целых три: Мейерхольд (проводит мысль, что Федор -- сын Грозного), Москвин (его Федору не более года жизни), Платонов (добродушие и суетливость)7.

   Роль Андреева передал в "Шейлоке" Красовскому.

   Надо посылать письмо, окончу завтра.

   Теперь не перечитываю -- простите.

Ваш К. Алексеев