logo
Stanislavsky-K_-Tom-7

291. Вл. И. Немировичу-Данченко

  

   16/29 июля 1908 г.

   Гомбург

16 июля 1908

  

Дорогой Владимир Иванович!

   Это ужасно! Из письма Екатерины Николаевны узнали о покушении Вас ограбить и об убийстве кондуктора, а раньше о том, что Вы тонули. От души сочувствуем и, думая обо всем, представляя в своей фантазии все детали, очень волновались за Вас. Какая мерзость. В России нельзя жить без пистолета. Обнимаю и поздравляю со счастливым исходом.

   Вчера послал письмо. Сегодня продолжаю. Сегодня мне что-то захотелось возобновления "Чайки" и жаль "Иванова". Обе пьесы, пожалуй, нужны будут для Петербурга. При возобновлении старого репертуара нельзя не подумать и о гастролях.

   Теперь о сотрудниках и их спектаклях.

   Не хочу мешать и путать Ваши планы и потому в общих чертах высказываю свое мнение и то, что думалось об этом деле за эти несколько лет.

   Эти спектакли не прихоть, а необходимость. 1) Нельзя брать милых барышень и учеников, учить их нашему искусству со всеми его утонченностями, снимать со школы сливочки для нашего театра, а остальных выбрасывать в провинцию, где вся наша наука испаряется бесследно, а то, что нужно для провинции: нахальство и наглость, быстрая работа, игра без знания роли и прочие ремесленные приемы -- отсутствуют.

   2) Выбрасывая из школы поодиночке, мы не достигаем никаких результатов ни в смысле пропаганды нашего искусства, ни в смысле улучшения провинциального искусства. Напротив, не провинция улучшается от наших, а наши ухудшаются от провинции. Следовательно, надо выпускать из школы не поодиночке, а целыми труппами. Первый успех такой труппы (не столько художественный, сколько материальный) вызовет подражание и даст хороший пример. Но... пока этот вопрос впереди, надо еще составить труппу.

   3) Три года учения в школе направляют, но далеко не воспитывают ученика. Ему надо еще добрых три года практически и под руководством расти как артисту в подходящей атмосфере. В нашем театре им работы нет. Кроме того, нигде создать такой атмосферы, как в нашем театре, нельзя. Ergo {следовательно (лат.).}, необходимо наш состав увеличить и расширить рамки деятельности театра, т. е. открыть общедоступный театр, а пока -- параллельные спектакли.

   4) К этим спектаклям предъявляются такие же художественные требования, какие предъявлялись к нам при возникновении Художественного театра.

   5) К нам вошли уже опытные любители и исключительно даровитые ученики. У нас в труппе были Москвин, Лужский, Бурджалов, Лилина, Самарова, Артем, Книппер, Вишневский и пр. Необходимо, чтоб и в новой труппе был кто-то, кто даст тон спектаклю.

   6) Есть и еще одна цель возникновения общедоступного отделения Художественного театра1. Не все из наших актеров удовлетворены работой. Савицкая, Книппер, Германова, Лилина, Леонидов, Вишневский нередко гуляют целые годы; не воспользоваться ими преступно и нерасчетливо. Вы скажете, что это невозможно, что это спутает репертуар, но еще невозможнее гноить актрис. Заставлять их, уже не в молодых годах, сидеть без дела, которое они могут делать хорошо, и -- из боязни легкого замешательства в репертуаре -- бросать то, что создано нами, и все силы нового театра посвящать тем, которые еще себя не проявили. (Я помню свои речи в защиту молодежи и так же страстно буду защищать их; но я беспристрастен и потому теперь вступаюсь за стариков.)

   Из всего сказанного делаю вывод для составления репертуара параллельного отделения. Могут быть три рода постановок.

   1) Молодежь играет одна. Охотно буду смотреть и прощу многое в таких пьесах, где главное в молодости. Так, например, "Снегурочка", "Юность" Гальбе, "Комедия любви", "Двенадцатая ночь".

   2) Одна-две центральные роли, которые не могут играть молодые, но которые подходят для незанятых актеров; остальные -- молодежь. Например, Савицкая -- Альма (кстати, перечитал -- недурная пьеса, хотя и реферат), остальные -- молодежь, или Уралов -- Шлюк ("Шлюк и Яу"), остальные -- молодежь. Может быть, амфитеатровская пьеса 2с одной главной ролью -- Книппер.

   3) Очень постановочная, вся из средних ролей пьеса, где можно взять не мытьем, так катаньем. Тут заняты как молодежь, так и ученики, так и участвующие в народе. Например: "Разъезд после "Ревизора", "Лагерь Валленштейна".

   4) Пьеса -- интересна, занимательна как пьеса. Из-за нее простят исполнение. Она не достойна Художественного театра, но автор подает надежды, не бездарен. Так, например, "Потоп" (занимателен сюжет), "Иван Мироныч", новая -- Шницлера, новая -- второго разряда -- Гауптмана.

   Исходя из таких градаций, я не совсем понимаю "Шейлока" с Вишневским (после Поссарта, Росси, Эмануэля, Барная и прочих) и Порцией -- Бромлей (уж по крайней мере -- Книппер, Германова, Лилина, хотя они убьют обаяние молодости спектакля).

   Не понимаю "Плоды просвещения", потому что, если не будет настоящего Вово, Петрищева, Звездинцева инастоящего мужика, как Лопатин или Артем, ничего нового в пьесе дать нельзя3.

   Исходя из моих рубрик, следовало бы:

   по первому разряду предложить -- "Комедию любви" (Ибсена), "Снегурочку", "Двенадцатую ночь", "Сон в летнюю ночь" (Шекспира), пожалуй, "Ганнеле" (благодаря ее наивности), "Юность" Гальбе, "Лизистрату" (которая идет с большим успехом у Рейнгардта), "В царстве скуки" (? забыл пьесу), чеховские водевили и миниатюры;

   по второму разряду -- Минского "Альма", амфитеатровская пьеса, "Шлюк и Яу", "Коллега Крамптон", "После представления "Ревизора" (Москвин -- Щепкин), "Потонувший колокол", "Виндзорские проказницы" (Уралов -- Фальстаф);

   по третьему разряду -- "Разъезд после "Ревизора", "Лагерь Валленштейна", "Лакейская" Гоголя;

   по четвертому разряду -- "Потоп", ашевский спектакль (пьесы Аша), "В глубоких водах" Шницлера. (Не знаю пьесы, но кто-то очень хвалил для филиального отделения.) Может быть, пьеса Юшкевича.

   NB. Конечно, согласен, что пьеса должна быть значительна (но в меру и по силам).

   Когда начинаю думать о "Лесе" и рядом о Достоевском -- какая огромная между ними пропасть. Первая -- мило и почтенно, но прощу только при блеске исполнения.

   Вторая -- все прощу, только дайте; прощу и Дмитрия -- среднего, и Алешу -- Горева или Подгорного. Все прощу -- только покажите. Если есть надежда на "Карамазовых" -- непременно давать 4.

   Как убрать сцену для акта?5По-моему, очень просто -- из таких же занавесок, как наша занавесь (конечно, серебряный рисунок подрисовать), устроить красиво задрапированную сцену. Посреди на задней стене -- большая чайка (точно наш герб). По стенам -- все портреты тех людей, которые помогли возникновению театра. Тут С. Морозов, А. Чехов, Лукутин, Геннерт, Прокофьев и прочие. Посреди -- стол как для заседания, кафедра, растения, цветы, гирлянды.

   Вопрос труднее: кто и что будет читать. Первое отделение я сделал бы -- акт (пайщики за столом, вся труппа на сцене). Второе отделение -- концерт (не предоставить ли всем желающим участвовать и почтить нас, а сбор -- в пользу приюта артистов).

   Потом, может быть, распахнуть задний холст (стол убрать) и там, сзади, оркестр -- симфония или фото-симфония.

   А то еще мысль. Пусть вторую-то часть и сыграет впервые наша молодежь. Нас-то уж видали, а это, так сказать, результат десятилетней работы и начало нового театра.

   Или впервые сыграть "Ревизора" 14 октября (ой, нет, не выйдет).

   Или -- возобновить "Чайку".

   Или -- чеховский спектакль из водевилей (мелко).

   Буду думать.

   Следующее письмо через несколько дней и даже через неделю, так как завтра укладываемся. Вероятно, поедем в Бельгию -- Бланкенберг (морское купанье).

   Письмо адресовать пока сюда на имя господина Грамлиха.

   Низкий поклон Екатерине Николаевне от любящего и преданного

К. Алексеева