92. Вл. И. Немировичу-Данченко
9 августа 1900
Алупка
Милый Владимир Иванович!
Разрешите писать карандашом. Для моего здоровья это имеет огромное значение, и вот почему. Сейчас я сижу на берегу моря на камне, между тем, если я буду писать пером, приходится сидеть дома в душной комнате. Я приехал в Ялту 5 августа пароходом, после двух дней путешествия по бурному морю. 5 августа весь день ходил шальной. В воскресенье на меня нагрянули ялтинские знакомые, а в понедельник я бросился в Алупку, чтоб искать помещение и удрать от знакомых. Во вторник переезжали из Ялты в Алупку (дача Постельниковой). Сегодня наконец начинаю отдыхать. Перед самым отъездом мне удалось получить Ваши письма, за которые очень, очень благодарю Вас и спешу ответить по пунктам.
Дай бог Вам здоровья и сил к предстоящему сезону. Дай бог, чтоб занятия распределились так, чтобы Вам пришлось побольше заниматься художественным делом, более близким Вашему сердцу1.
Итак, с начатием трудного сезона (трудного потому, что в нашем распоряжении большой театр2)! Боюсь, что начало репетиций будет вялое. Для "Снегурочки" не хватает двух Лелей -- Желябужская явится к 10 августа, а Книппер опоздает. Сестра совсем измучена болезнью ребенка и, безусловно, нуждается в отдыхе (говорю это несмотря на то, что к своим я гораздо строже, чем к чужим). В довершение всего -- Самарова3. Перед самым отъездом она поймала меня в Ессентуках и заявила, что ее доктор не выпускает ее до тех пор, пока она не возьмет известное количество переходных ванн; только в этом случае он ручается за ее здоровье, в противном же случае он пророчит ей зиму еще худшую, чем та, которую она только что пережила. Я не мог проверить слов доктора и пожалел только, что она своевременно не списалась с конторой. Не знаю, что она написала Вам. Боясь, что Вы подумаете, что я вмешался не в свое дело и дал ей какое-нибудь разрешение, пишу, что я ей ответил: "Вы спрашиваете меня: буду лично я в претензии за опоздание? -- Нет, если дублерша будет на месте и ход репетиций не задержится. Согласен и с тем, что для дела лучше, если Вы пропустите несколько дней теперь и будете здоровы весь год. Жалею, что доктор не предвидел ранее замедления в лечении и не дал Вам возможности своевременно снестись с конторой. Телеграфируйте скорее в Москву, так как разрешать отпуск я не имею права". Вот мой ответ Самаровой.
Относительно Симова и его отпуска: Вам и книги в руки. Меня же смущают два обстоятельства: а) Симов действительно устал и работал это время добросовестно, б) у Симова больна жена, и желательно дать ему свободу, чтоб он не почувствовал себя в кабале и не махнул на нас рукой.
4-й акт "Штокмана" у Калужского. Москвин не уйдет!.. За это лето мы сблизились с ним, и после его гастролей в Таганроге я почувствовал, что он боится провинции. Мейерхольд под сомнением.
Пишу под большим секретом. Вчера выжал от Чехова: он завтра уезжает в Гурзуф, писать, и через неделю собирается приехать в Алупку читать написанное. Он надеется к 1 сентября сдать пьесу, хотя оговаривается: если окажется удачной, если быстро выльется и проч. Он пишет пьесу из военного быта с 4-мя молодыми женскими ролями и до 12-ти мужских4. Знаю, что Мейерхольду, Книппер, Желябужской, Вишневскому, Калужскому будут хорошие роли.Повторяю, все это пока под большим секретом, я обещал. Вам же необходимо это знать. Думаю, что с началом сезона легче будет отпустить Вас, чем до его открытия. Надо подумать и дать возможность отдохнуть и кончить пьесу5.
Давать ли на нашу сцену доступ только образцовым произведениям? Конечно, да, пока эти произведения не иссякнут. Отчего не поставить пьесу Федорова, но только не у нас, а в театре Парадиза или в Охотничьем6. Относительно Вашей пьесы ничего не пишу, потому что ничего не знаю. Молю бога, чтобы Вам удалась хорошая пьеса в том направлении и с тем пониманием, кот. Вы высказывали не раз за время существования нашего театра.
Спешу перейти к самому главному, то есть к планировке "Мертвых"7. Вы просите переменить план декораций "Мертвых"? Да, конечно, меняйте, раз что план интересен и вся постановка ведется в правильном направлении, то есть не от условностей, а от жизни. Я не считаю свои планировки непогрешимыми, тем более в "Мертвых", о которых я, в сущности, мало думал. Кстати, отвлекусь -- Флеров (он в Ялте) и Чехов заинтересованы пьесой.
Окончив "Штокмана", я сказал себе: "Владимир Иванович занят своей пьесой, надо ему дать покой; к самому спешному времени, когда необходимо будет начать репетиции "Мертвых", мы можем очутиться без составленной планировки". Ввиду этих соображений я начал первый акт, и теперь он дописан. Что с ним делать? Вышлю его Вам, и поступайте как хотите. Никакого самолюбия не может быть. Ему нет места в нашем театре. Если планировка не годится -- отложите ее, но не рвите, так как я собираю свои работы, они нужны мне для моих режиссерских записок, которые я пишу 8. Прежде всего констатирую, что присланный Вами план меня очень порадовал. Он сделан с хорошей фантазией, но в нем есть некоторые непрактичности. Разрешите мне их коснуться.
1) Прежде всего мало показано горизонта -- у Вас свободно на авансцене и узко сзади, сцена будет казаться душной, без воздуха. Вспомните бульвар из "Сердце не камень", там взята такая же точка зрения, так же мало открыт горизонт -- и на сцене душно, сдавленно.
2) Мало мест для групп. Я вижу только два, а именно: балкон, и стол, и стул -- No 8 и 9. Это самый главный недостаток. Балкон В и группы у фонтана (NoNo 11, 10, 12) пропадут, если не поставить весь дом более углом к публике, но в этом случае балкон Б пропадет и горизонт еще сузится. Не скосить ли угол Д (я начертил пунктиром на Вашем плане).
3) Ели не выйдут, не лучше ли заменить их стволами сосен или (это, конечно, не то настроение) кадками с пальмами?
4) Не потребует ли висячий балкон большой механики? Если удастся, очень хорошо. Под балконом я сделал бы в каменном фундаменте ниши (есть у меня такие норвежские мотивы), в них ползучие растения и лавочки или тумбы с вазой. На фоне зелени к тумбе можно случайно поставить Ирен в белом. Это напомнит, как она позировала, и даст Савицкой случай показать свою античную позу.
5) Сцена Рубека и Майи так длинна и лишена действия, что необходимо наполнить ее и объяснить, почему они сидят так долго. Я сделал в своей планировке продолжительный завтрак.
6) Балкон В мне очень нравится, но характерен ли он для норвежской деревянной стройки?
7) Чахоточный мне нравится. Нравится толстый господин с лысиной, но я бы не сводил их вместе, чтобы не вышел грубый контраст: худой и толстый.
8) Маркизы {Маркиза -- навес из материи, защищающий от солнца.-- Ред.} дают настроение солнца, это хорошо.
9) Восстаю против кельнеров. Лучше горничные. В Финляндии, в маленьких местечках Швейцарии эти горничные в национальных костюмах дают хорошее "настроение". Кельнеры -- слишком трактирны, ресторанны. У меня набрались хорошие мотивы национальных норвежских костюмов.
10) Птичка -- хорошо. Ворон тоже, но невыполним. До сих пор не нашел такого пищика.
11) Это очень хорошо -- сделать группу из худосочных девиц и кавалеров, но опять этого можно достигнуть только контрастами, а то может случиться, что все будут безличны, и толпы-то и не будет. Не выйдет, думается мне, скука, если не будет 2-х, 3-х пятен веселых. С таким расчетом я делал свою толпу и впустил: французов (шумных) -- велосипедистов, быстро въезжающих на велосипедах, дающих тревожные велосипедные звонки.
12) Очень настаиваю на table d'hôte. Характерны для курорта: ленивый стук посуды накрывающегося стола, звонки в разных местах сцены (звук густой), сборы больных к столу и потом их говор, тихий, скучный, за столом. Далее, они лениво расходятся, и снова тишина. Настаиваю и на проходящем вдали пароходе близко у берега. Видны только двигающиеся верхушки мачт и дым из трубы. Хорошо вдали представить шум шаров при игре в крокет. Возгласы при игре в лаун-теннис.
13) Что придумать для оживления авансцены: бильбоке, фонари на столбах, которыми по вечерам освещается парк, гамак. Разных английских фасонов кресла (с ручками, на которые кладут ноги). Колодец, обложенный камнем. Pas de gêant {гигантские шаги (франц.).}, телефонный столб, сход вниз (люк) на авансцене и перила, большой зонт -- грибом, на палке, вокруг палки круглая скамья.
Крокет и забытые молотки и шары. Сетки лаун-тенниса. Курганчик -- горкой, вход к нему, и на возвышении лавочки. Обелиск с подножием, на которое садятся. На камне выгравирован год постройки гостиницы. Кишка на колесиках для поливки растений, бочка, куда копится вода для поливки. Бочка наполовину врыта в землю. Палатка из холста, раскинутая среди сада для тени. Столики ресторанные со скатертями и проч. и проч. Дай бог успеха. Даю полную carte blanche {свобода действий (франц.).}, а то говорят, что я не позволяю режиссерам развернуться.
Роль Магды больше всех подходит к Нюше и по фигуре и по темпераменту, но как-то она будет читать стихи? Полезно было бы поиграть и Роксановой, но у нее выйдет вторая Раутенделейн9. Нюша жаждет дублировать Купаву, но очень рекомендую дать Купаву и Григорьевой 2-й10.
Ломоносов -- Мизгирь, что ж, как дублер сойдет, а то жидковат. Я, для выручки оклада Ломоносова, должен подготовить Иоганна и показать на утверждение.
У Фейгина есть две интересные пьесы, которые он переводит для нас.
Сейчас получил два Ваших письма и отвечаю на них. Не узнаю Вашего почерка. Должно быть, Вы сильно устали. Искренно сочувствую. Из письма Вашего уж я почуял дух сезона. Да... начало печально, и приходится подтягивать. Григорьев... ой, ой, это большой скандал, я бы попросил его оставить театр. От меня передайте ему, что, если он окажется виноватым в неумении держать себя в публичном месте, он для меня больше не существует.
Чуется мне, что Грибунин скорее и легче всех уйдет из нашего театра. По-моему, он ненадежен.
Согласен, что нужно одновременно готовить и "Мертвых" и "Штокмана". Ходит слух, что Баратов очень болен. Кто же Гофстад? По-моему, Мейерхольд. Мог бы Качалов, но он сильно занят, и Кошеверов (не интересен). Мы его рисуем весьма приличным, светским человеком, с прекрасной внешностью и гнилой душонкой11.
Чувствую, что Вы сильно въехали в "Мертвых", дай бог. Вы, судя по письму, ждете от меня ответа относительно перемены декорации 1-го акта, но ведь в первом письме Вы писали: если я ничего не имею против -- молчать, если протестую, то телеграфировать.
Относительно детей -- ничего также не имею, но дети-то у нас в театре уж очень нехудожественны, да и слишком в них мало детского.
Гречанинов12писал, что вернется к 12 августа. Я купил для него на Кавказе лиру, рыло (струнная волынка). Ее доставят к 1 сентября.
У Васильева13есть условие, над которым я долго сидел и много обдумывал. Может быть, напутал, и оно не годится? Если так, то, значит, я совсем не способен на эти вещи, так как, повторяю, я очень старался. Велел разыскать Калинникова14в Ялте и передать ему мое письмо о скорейшем выезде.
Маруся сильно рекомендует освободить от репетиций М. П. Григорьеву и Норову, иначе вышивки, по ее словам, не будут готовы своевременно.
Маруся просит также не заставлять ее репетировать генеральные ежедневно. Она надорвется сразу и испортит сезон. Нельзя ли чередовать с Мунт? Разве сезон начинается 15-го? Я думал -- 20-го.
Надеюсь увидаться с Екатериной Николаевной, когда проеду из Алупки в Ялту. Мой адрес: Алупка, дача Постельниковой. Надеюсь быть в Москве 28. 29 августа (день) -- у меня освящение новой фабрики и 30 (день) -- общее собрание в Товариществе. "Мертвых" я оканчиваю на первом акте, высылаю его и принимаюсь долбить Штокмана.
Относительно Щербаковой я кругом виноват. Страшно извиняюсь. Оправдание мое в том, что я ничего не обещал Щербаковой,-- увлекся же ею потому, что она хорошенькая, светская и хорошо поет. Вот, думаю, даровая хористка для "Снегурочки". А хористки дороги... Еще раз извиняюсь, я кругом виноват, а Вы совершенно правы. Но вот вопрос, над которым подумайте. Наша задача облагораживать звание артиста. Как доставить доступ светским барышням, которые очень желательны на нашей сцене. Ведь, откровенно говоря, им, воспитанным дома французскими гувернантками и образованным, им школа нужна лишь наполовину, и они не пойдут туда. Между тем это элемент очень для нас нужный и желательный.
Теперь я ответил по всем пунктам.
Жена кланяется Вам. Я мысленно целую.
Ваш К. Алексеев
Как можно поставить по новому способу "Мертвые души"!!! -- прелесть.
- К. С. Станиславский Письма 1886-1917
- Письма 1886--1917
- Письма к. С. Станиславского
- Письма 1886 - 1917
- 1*. H. К. Шлезингеру
- 2*. Е. В. Алексеевой
- 3*. Е. В. Алексеевой
- 4*. Е. В. Алексеевой
- 5*. К. К. Альбрехту
- 6*. Н. К. Шлезингеру
- 7* Н. К. Шлезингеру
- 8*. К. К. Альбрехту
- 9*. И. Н. Львову
- 10*. Н. К. Шлезингеру
- 11*. С. М. Третьякову
- 12*. Е. В. Алексеевой
- 13. З. С. Соколовой
- 14. З. С. Соколовой
- 15*. С. В. Флерову
- 16*. Н. К. Шлезингеру
- 17*. В. Д. Поленову
- 18*. Н. К. Шлезингеру
- 19. З. С. И к. К. Соколовым
- 20*. А. Г. Достоевской
- 21* А. Г. Достоевской
- 22*. Из письма к с. В. И е. В. Алексеевым
- 23*. О. Т. Перевощиковой
- 24. Л. Н. Толстому
- 25*. Н. К. Шлезингеру
- 26. Д. В. Григоровичу
- 27*. С. В. И е. В. Алексеевым
- 28*. Из письма к б. С. Алексееву
- 29. В. В. Королеву и ф. Н. Щербачеву
- 30*. Н. А. Попову
- 31*. Н. А. Попову
- 32*. Н. А. Попову
- 33*. В. В. Королеву
- 34*. Н. А. Попову
- 35*. Г. Н. Федотовой
- 36*. А. П. Ленскому
- 37*. Н. А. Попову
- 38*. H. A. Попову
- 39*. А. А. Санину
- 40*. В. В. Королеву
- 41. Л. Н. Толстому
- 42*. M. В. Лентовскому
- 43. Из письма к м. П. Лилиной
- 44. Из письма к м. П. Лилиной
- 45*. Из письма к е. В. Алексеевой
- 46*. В. Н. Шульцу
- 47*. А. И. Южину
- 48*. О. Т. Перевощиковой
- 49*. В. В. Лужскому
- 50*. И. П. Киселевскому
- 51. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 52. Л. Бенару
- 53*. В. П. Буренин
- 54. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 55*. И. А. Тихомирову
- 56.Вл. И. Немировичу-Данченко
- 57.Вл. И. Немировичу-Данченко
- 58. Из письма кВл. И. Немировичу-Данченко
- 59.Вл. И. Немировичу-Данченко
- 60. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 61. Из письма к м. П. Лилиной
- 62. Из письма к м. П. Лилиной
- 63. Из письма к м. П. Лилиной
- 64*. С. И. Мамонтову
- 65*. С. И. Мамонтову
- 66*. А. П. Ленскому
- 67*. В. И. Сафонову
- 68*. В. В. Котляревской
- 69*. И. А. Прокофьеву
- 70. А. П. Чехову
- 71*. О. Л. Книппер
- 72*. Е. В. Алексеевой
- 73*. Е. В. Алексеевой
- 74*. Е. В. Алексеевой
- 75. А. А. Санину
- 76*. В. В. Лужскому
- 77*. А. А. Санину
- 78*. А. П. Чехову
- 79*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 80. Л. Н. Толстому
- 81. С. В. Флерову
- 82. С. В. Флерову
- 83. С. В. Флерову
- 84. С. В. Флерову
- 85. Из письма к м. П. Лилиной
- 86. Из письма к м. П. Лилиной
- 87. Из письма к м. П. Лилиной
- 88. С. В. Флерову
- 89. Из письма к м. П. Лилиной
- 90*. К. К. Алексеевой
- 91*. К. К. Алексеевой
- 92. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 93*. О. Т. Перевощиковой
- 94*. Е. В. Алексеевой
- 95*. А. А. Санину
- 96. С. В. Флерову
- 97*. С. И. Мамонтову
- 98. В. И. Качалову
- 99*. Е. Лазареву
- 100. С. В. Флерову
- 101. С. В. Флерову
- 102*. Л. В. Средину
- 103. А. П. Чехову
- 104*. С. А. Толстой
- 105*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 106. И. А. Прокофьеву
- 107. А. П. Чехову
- 108. С. В. Флерову
- 109. А. Д. Бородулину
- 110*. И. К. Алексееву
- 111*. В. В. Котляревской
- 112*. В. В. Котляревской
- 113*. З. С. Соколовой
- 114. Из письма к м. П. Лилиной
- 115*. И. К. Алексееву
- 116. Из письма к м. П. Лилиной
- 117. Из письма к м. П. Лилиной
- 118*. З. С. Соколовой
- 119*. В. В. Котляревской
- 120*. В. В. Котляревской
- 121*. В. В. Котляревской
- 122*. А. Ф. Кони
- 123*. H. H. Синельникову
- 124. А. П. Чехову
- 125*. М. Ф. Андреевой
- 126*. К. К. Алексеевой
- 127*. И. К. Алексееву
- 128. А. П. Чехову
- 129. А. П. Чехову
- 130. А. П. Чехову
- 131. Из письма кА. П. Чехову
- 132*. В. В. Котляревской
- 133*. З. С. Соколовой
- 134. Из письма к м. П. Лилиной
- 135. А. П. Чехову
- 136*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 137*. В. В. Котляревской
- 138. А. П. Чехову
- 139*. Из письма к о. Л. Книппер-Чеховой
- 140. А. П. Чехову
- 141*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 142. Из письма к м. П. Лилиной
- 143. А. П. Чехову
- 144*. И. М. Лапицкому
- 145. А. П. Чехову
- 146. А. П. Чехову
- 147*. В. В. Котляревской
- 148. А. П. Чехову
- 149. А. П. Чехову
- 150*. Из письма к в. В. Котляревской
- 151. А. П. Чехову
- 152. А. П. Чехову
- 153*. И. К. Алексееву
- 154*. В. В. Котляревской
- 155. Из письма к м. П. Лилиной
- 156. Из письма к м. П. Лилиной
- 157. Из письма к м. П. Лилиной
- 158. А. П. Чехову
- 159. Из письма к м. П. Лилиной
- 160*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 161. Из письма к м. П. Лилиной
- 162. М. П. Лилиной
- 163. А. П. Чехову
- 164. А. П. Чехову
- 165. А. П. Чехову
- 166. А. П. Чехову
- 167. А. П. Чехову
- 168. А. П. Чехову
- 169. А. П. Чехову
- 170. А. П. Чехову
- 171. А. П. Чехову
- 172. А. П. Чехову
- 173. А. П. Чехову
- 174. А. П. Чехову
- 175. А. П. Чехову
- 176. А. П. Чехову
- 177*. В. В. Котляревской
- 178*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 179*. И. А. Тихомирову
- 180*. М. Ф. Андреевой
- 181*. М. Ф. Андреевой
- 182*. М. Ф. Андреевой
- 183. Е. С. Зарудной-Кавос
- 184. А. П. Чехову
- 185. Из письма к м. П. Лилиной
- 186. Из письма к м. П. Лилиной
- 187. Из письма к м. П. Лилиной
- 188. Из письма к м. П. Лилиной
- 189. Из письма к м. П. Лилиной
- 190*. М. Г. Савиной
- 191*. В. В. Котляревской
- 192. А. П. Чехову
- 193*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 194. Л. Я. Гуревич
- 195*. В. В. Котляревской
- 196. А. П. Чехову
- 197*. М. П. Чеховой
- 198. Из письма к м. П. Лилиной
- 199. Из письма к м. П. Лилиной
- 200*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 201. Из письма к м. П. Лилиной
- 202*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 203. Из письма к м. П. Лилиной
- 204*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 205*. В. В. Котляревской
- 206. Из письма к м. П. Лилиной
- 207* Вл. И. Немировичу-Данченко
- 208. М. Г. Савиной
- 209*. В. В. Котляревской
- 210*. Л. В. Средину
- 211. Из письма к м. П. Лилиной
- 212 *. К. К. И и. К. Алексеевым
- 213. Е. С. Зарудной-Кавос
- 214*. М. Ф. Андреевой
- 215*. В. Я. Брюсову
- 216 *. С. А. Попову
- 217*. В. В. Котляревской
- 218. С. А. Попову
- 219 *. О. Л. Книппер-Чеховой
- 220*. А. М. Горькому
- 221. Из письма к м. П. Лилиной
- 222. С. А. Попову
- 223. Из письма к м. П. Лилиной
- 224. Из письма к м. П. Лилиной
- 225. Из письма к м. П. Лилиной
- 226. Из письма к м. П. Лилиной
- 227*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 228 *. В. В. Котляревской
- 229 *. В. С. Алексееву
- 230*. В. В. Котляревской
- 231*. Л. Барнаю
- 232*. З. С. Соколовой
- 233*. В. С. Алексееву
- 234 *. В. С. Алексееву
- 235*. В. Я. Брюсову
- 236*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 237*. В. В. Котляревской
- 238. С. А. Найденову
- 239*. Н. А. Котляревскому
- 240. С. А. Найденову
- 241. Л. М. Леонидову
- 242*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 243. Л. М. Леонидову
- 244*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 245 *. Я. Квапилу
- 246 *. А. Д. Бородулину
- 247 *. Н. А. Попову
- 248 *. Е. Н. Чирикову
- 249 *. В. Я. Брюсову
- 250*. Н. А. Попову
- 251*. В. В. Лужскому
- 252*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 253*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 254*. A. A. Стаховичу
- 255*. В. Я. Брюсову
- 256*. А. А. Стаховичу
- 257*. В. Я. Брюсову
- 258*. В. В. Котляревской
- 259*. М. Г. Савиной
- 260*. К. К. Алексеевой
- 261*. И. К. Алексееву
- 262. М. Г. Савиной
- 263 *. Г. С. Бурджалову и м. Г. Савицкой
- 264. M. П. Лилиной
- 265. M. П. Лилиной
- 266. Из письма к m. П. Лилиной
- 267. M. П. Лилиной
- 268*. З. И. Гржебину
- 269*. М. Метерлинку
- 270*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 271*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 272*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 273. Л. М. Леонидову
- 274*. Айседоре Дункан
- 275*. Айседоре Дункан
- 276*. Айседоре Дункан
- 277*. М. Метерлинку
- 278*. С. А. Андреевскому
- 279*. Айседоре Дункан
- 280*. К. К. Алексеевой
- 281*. В. В. Котляревской
- 282. Л. Я. Гуревич
- 283*. К. К. Алексеевой
- 284. Из письма к м. П. Лилиной
- 285. Из письма к м. П. Лилиной
- 286. Из письма к м. П. Лилиной
- 287. M. П. Лилиной
- 288*. Жоржет Леблан
- 289*. А. Ф. Люнье-По
- 290*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 291. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 292*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 293*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 294*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 295. Из письма к м. П. Лилиной
- 296. Из письма к м. П. Лилиной
- 297. Из письма к м. П. Лилиной
- 298. Из письма к м. П. Лилиной
- 299*. А. А. Блоку
- 300*. Л. А. Сулержицкому
- 301*. С. И. Мамонтову
- 302. Л. Я. Гуревич
- 303*. А. А. Блоку
- 304*. И. А. Бунину
- 305. A. A. Блоку
- 306. М. Метерлинку
- 307*. В. В. Котляревской
- 308. Л. Я. Гуревич
- 309. Л. Я. Гуревич
- 310*. С. А. Андреевскому
- 311. Н. В. Дризену
- 312. Л. М. Леонидову
- 313*. Л. Я. Гуревич
- 314*. М. В. Добужинскому
- 315*. Г. Н. Федотовой
- 316*. К. К. Алексеевой
- 317*. И. К. Алексееву
- 318*. К. К. Алексеевой
- 319*. А. Н. Бенуа
- 320*. И. К. Алексееву
- 321 *. И. А. Сацу
- 322. M. A. Мелитинской
- 323*. Л. Я. Гуревич
- 324*. Л. А. Сулержицкому
- 325. М. П. Лилиной
- 326*. Л. А. Сулержицкому
- 327 *. Л. А. Сулержицкому
- 328*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 329*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 330 *. Из письма к Вл. И. Немировичу-Данченко
- 331. Из письма к м. П. Лилиной
- 332. Из письма к м. П. Лилиной
- 333. Из письма к м. П. Лилиной
- 334. Из письма к м. П. Лилиной
- 335*. В. В. Котляревской
- 336*. Н. В. Дризену
- 337. Н. В. Дризену
- 338*. Н. А. Попову
- 339. О. Л. Книппер-Чеховой
- 340. Л. Я. Гуревич
- 341. М. В. Добужинскому
- 342*. Ф. Ф. Комиссаржевскому
- 343*. М. В. Добужинскому
- 344*. Н. А. Попову
- 345*. M. Г. Савиной
- 346*. Айседоре Дункан
- 347. Л. Я. Гуревич
- 348. Из письма к м. П. Лилиной
- 349*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 350*. М. Г. Савиной
- 351*. О. В. Гзовской
- 352 *. Л. А. Сулержицкому
- 353. Из письма к о. И. Сулержицкой
- 354. Л. А. Сулержицкому
- 355 *. Г. Н. Федотовой
- 356. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 357. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 358*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 359*. О. В. Гзовской
- 360*. Н. В. Дризену
- 361. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 362. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 363. Л. А. Сулержицкому
- 364. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 365 *. Л. А. Сулержицкому
- 366*. И. М. Москвину
- 367 *. А. Е. Грузинскому
- 368 *. A. H. Бенуа
- 369*. В. В. Котляревской
- 370*. О. В. Гзовской
- 371. М. П. Лилиной
- 372. М. П. Лилиной
- 373. М. П. Лилиной
- 374. Из письма к м. П. Лилиной
- 375. M. П. Лилиной
- 376. Из письма к м. П. Лилиной
- 377. Из письма к м. П. Лилиной
- 378 *. Л. А. Сулержицкому
- 379*. Л. А. Сулержицкому
- 380. Из письма к м. П. Лилиной
- 381. Из письма к м. П. Лилиной
- 382. М. П. Лилиной
- 383. Из письма к м. П. Лилиной
- 384*. И. К. Алексееву
- 385*. Л. А. Сулержицкому
- 386. Из письма к м. П. Лилиной
- 387. Из письма к м. П. Лилиной
- 388*. Л. А. Сулержицкому
- 389*. О. В. Гзовской
- 390. A. E. Крымскому
- 391. A. M. Горькому
- 392. Л. Я. Гуревич
- 393*. А. А. Стаховичу
- 394*. М. Ф. Андреевой
- 395*. Л. А. Фон Фессингу
- 396*. О. В. Гзовской
- 397*. Г. С. Бурджалову
- 398. В. С. Врасской
- 399. М. П. Лилиной
- 400. Из письма к м. П. Лилиной
- 401. Из письма к м. П. Лилиной
- 402*. А. А. Стаховичу
- 403*. О. В. Гзовской
- 404. Из письма к м. П. Лилиной
- 405. М. П. Лилиной
- 406. М. П. Лилиной
- 407*. А. А. Санину
- 408*. Н. Ф. Скарской
- 409. Л. Я. Гуревич
- 410*. В. Ф. Грибунину
- 411*. Я. Квапилу
- 412*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 413. Л. А. Сулержицкому
- 414. Г. Н. Федотовой
- 415*. M. П. Чеховой
- 416*. В. Э. Мейерхольду
- 417*. И. К. Алексееву
- 418*. О. В. Гзовской
- 419*. Вл. И. Немирович-Данченко
- 420. Л. Я. Гуревич
- 421*. Л. А. Сулержицкому
- 422. Из письма к м. П. Лилиной
- 423. Л. Я. Гуревич
- 424*. В. В. Лужскому
- 425*. В. В. Лужскому
- 426. Л. Я. Гуревич
- 427*. Из письма к л. Я. Гуревич
- 428*. А. А. Стаховичу
- 429*. А. Н. Бенуа
- 430*. A. H. Бенуа
- 431*. А. Н. Бенуа
- 432. Л. Я. Гуревич
- 433*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 434. А. Н. Бенуа
- 435*. О. В. Гзовской
- 436*. M. Ф. Андреевой
- 437*. О. В. Гзовской
- 438*. О. В. Гзовской
- 439*. А. А. Блоку
- 440*. О. В. Гзовской
- 441*. Н. А. Попову
- 442. Л. Я. Гуревич
- 443*. H. E. Эфросу
- 444*. A. H. Бенуа
- 445*. О. В. Гзовской
- 446*. А. Н. Бенуа
- 447*. И. К. Алексееву
- 448*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 449*. О. В. Гзовской
- 450. Из письма к м. П. Лилиной
- 451. Из письма к м. П. Лилиной
- 452*. К. К. Алексеевой
- 453*. К. К. Алексеевой
- 454*. В. Я. Брюсову
- 455*. Из письма к л. Я. Гуревич
- 456*. К. К. Алексеевой
- 457*. Г. Н. Федотовой
- 458*. Театру Народного Дома гр. Паниной в Петербурге
- 459*. А. Н. Бенуа
- 460*. A. H. Бенуа
- 461*. Л. Я. Гуревич
- 462. М. П. Лилиной
- 463*. Л. А. Сулержицкому
- 464*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 465*. Из письма к л. А. Сулержицкому
- 466*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 467*. В. С. Алексееву
- 468*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 469. Л. Я. Гуревич
- 470. Л. Я. Гуревич
- 471*. Л. А. Сулержицкому
- 472*. M. E. Пятницкому
- 473*. К. К. Алексеевой
- 474. Л. Я. Гуревич
- 475*. Н. Ф. Скарской
- 476*. А. Н. Бенуа
- 477*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 478*. К. М. Бабанину
- 479. М. Г. Савиной
- 480. А. Н. Бенуа
- 481*. В. А. Теляковскому
- 482*. Н. В. Делен-Волконской
- 483. Из письма к м. П. Лилиной
- 484. Из письма к м. П. Лилиной
- 485. Из письма к м. П. Лилиной
- 486. Из письма к м. П. Лилиной
- 487. А. Е. Молчанову
- 488. Ф. И. Шаляпину
- 489*. В. А. Теляковскому
- 490*. А. Н. Бенуа
- 491. Л. Я. Гуревич
- 492*. В. Я. Брюсову
- 493. Л. Я. Гуревич
- 494*. Л. А. Сулержицкому
- 495*. И. К. Алексееву
- 496*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 497*. К. К. Алексеевой
- 498*. Л. А. Сулержицкому
- 499*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 500*. К. К. Алексеевой
- 501*. В. В. Лужскому
- 502*. А. Н. Бенуа
- 503*. H. A. Котляревскому
- 504*. H. A. Котляревскому
- 505*. А. А. Шахматову
- 506. А. Ф. Кони
- 507*. В. В. Котляревской
- 508*. О. В. Гзовской
- 509*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 510*. В. В. Лужскому
- 511. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 512*. В. В. Лужскому
- Комментарии
- Указатель имен
- Указатель драматических и музыкально-драматических произведений