logo search
ISTORIYa_anya_ISKUSSTV

76. Творчество Тициана

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (ок. 1489/90-1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-18) сменяются напряженным драматизмом («Се человек», ок. 1543), психологической остротой образов («И. Риминальди», ок. 1548), их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1545-46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», ок. 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-76). Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета. Тициан писал размашистыми мазками и не придавал решающего значения контуру и перспективе. Картины Тициана так строятся цветом, что (по слова Вазари) «вблизи смотреть на них нельзя и лишь издали они кажутся законченными». Гамма картин Тициана всегда в золотистых тонах, объемы прописаны очень мягко. В зрелые годы Тициан снова уделяет большое внимание цвету, его манера становится еще более свободной, он использует дробный мазок, добиваясь ощущения вибрации на поверхности картин. Его манера написания фигур, будто тающих в воздухе, отличается большим драматизмом и световыми эффектами. Искусство Тициана стало источником вдохновения для всех следующих поколений художников. В начале 1530-х годов Тициан написал картину «Кающаяся Мария Магдалина» для урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере, бывшего в тот период одним из его главных заказчиков. Найденный образ так понравился художнику, что стал прототипом для целой серии композиций на эту тему, в их числе и полотно 60-х годов, поступившее в Эрмитаж 1850 из собрания Барбариго в Венеции. Существуют также авторские копии и картины 30-х годов.

(Автопортрет. 1567-1568.; «Святое семейство»;Тарквиний и Лукреция. Первая половина 16 века. Холст.; Венера и Адонис. 1553 год. Холст.;«Мадонна с младенцем, святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем»; Венера Урбинская. 1538.;Портрет молодого мужчины. Первая половина 16 века. Масло, холст.;Портрет юноши с перчаткой. 1520-1525 гг.; «Кающаяся Мария Магдалина». 1560-е гг.; «Грехопадение». Ок. 1570.;Портрет кардинала Пьетро Бембо.1540. Масло, холст.)