60. Вл. И. Немировичу-Данченко
10 сент. 98
10 сентября 1898
Андреевка, Харьковской губ.
Многоуважаемый Владимир Иванович!
Проглотил Ваши письма с большой жадностью и спешу тысячу раз поблагодарить Вас за них1. Итак, Вы на зимней квартире. Поздравляю Вас и всех артистов с временным новосельем в Охотничьем клубе. Охотники, чтоб им пусто было, не очень-то гостеприимно нас принимают. Скажите, какие нежности: нельзя в карты играть. Вот предлог, чтобы их лишить всех пьес с народными сценами.
Повторяю: я сам не пойму, хороша или никуда не годна планировка "Чайки". Я понимаю пока только, что пьеса талантлива, интересна, но с какого конца к ней подходить -- не знаю. Подошел наобум, поэтому делайте с планировкой что хотите2. Вместе с этим письмом отсылаю и четвертый акт. Ваше замечание о том, чтобы в первом акте, во время представления пьесы Треплева, второстепенные роли не убивали главных, я понимаю вполне и соглашаюсь с ним. Вопрос, как этого достигнуть... Я по своей привычке раскрыл каждому действующему лицу более широкий рисунок роли. Когда актеры им овладевают, я начинаю стушевывать ненужное и выделять более важное. Я поступал так потому, что всегда боялся, что актеры зададутся слишком мелким, неинтересным рисунком, а ведь по такой канве всегда выходят кукольные банальные фигурки.
Представьте, что я поместил лягушек во время сцены представления исключительно для полной тишины3. Ведь театральная тишина выражается не молчанием, а звуками. Если не наполнять тишину звуками, нельзя достигнуть иллюзии. Почему? -- Потому что кулисы (мастера, незваные посетители кулис и пр.), сама публика в зале шумят и нарушают настроение сцены. Вспомните, например, финал первого акта "Колокола". Мне казалось, что тишина природы там передана... а сколько звуков!.. Ведь пять человек в разных местах сцены -- свистят, пыхтят и дуют в разные птичьи инструменты. Избрал я лягушку отчасти потому, что у меня есть машинка, которая удачно копирует этот звук, потом почему-то кажется мне, что монолог, обращенный к зверям, на фоне крика живого существа произведет большее впечатление. Может быть, это и ошибочно. Если Вы переделывали свой план из деликатности, чтобы не менять моего, это жаль. Надо было бы сравнить, какой лучше4? По крайней мере я надеюсь, что Вы во мне не предполагаете присутствия мелкого режиссерского или тем более актерского самолюбия. В данной же пьесе -- Вам карты в руки. Конечно, Вы знаете и чувствуете Чехова лучше и сильнее, чем я.
Если Фессинг и Снигирев будут играть у нас (это приятно), следует возобновить "Ольгушку" для клуба5. А Мадаев? Я изъявлял уже свою радость по поводу приглашения Тарасова...
Итак, на пасхе играем в Харькове, потом в Одессе6. Я уже поручил брату подготавливать публику к нашему приезду. В Харькове у него большое знакомство и некоторое влияние. Он же поможет нам и со статистами. Лучше всего их набрать из платных студентов (они привлекут публику). Относительно поста -- убедительно прошу, не торопитесь. После первого сезона мы все развалимся. Не забудьте, что первые две недели поста пройдут в том, чтобы выбраться из щукинского театра, и в отыскании помещений для сохранения нашего обширного и ценного имущества.
Симов сдал 6 декораций. Не объявить ли Геннерту7, что на следующий день [после] моего приезда назначается генеральная репетиция для декораций и костюмов, т. е. все одевают костюмы. Декорации (готовые) устанавливаются. Актеры выходят на сцену -- показывают костюмы. Режиссеры делают замечания и поправки. О!.. Вот непредвиденный расход... этот оркестр! Нельзя ли их за ту же сумму как-нибудь эксплуатировать? Будет ли музыка в антрактах?
Симон 8опять не понял меня, и как бы он не накатал музыку (симфонию) для оркестра в "Шейлоке". Я мечтаю о самом маленьком, жиденьком оркестре (преимущественно струнные инструменты, арфа, флейта, кларнет) с шестью музыкантами, не больше, -- только тогда сцена Бассанио будет сентиментальна, наивна и мила, как сам Карпаччо -- мил и наивен9.
Мне представляется, что "Ганнеле" придется ставить раньше, чем мы предполагали, и, конечно, она пойдет скорее, чем, например, "Антигона". Хорошо бы, если бы ученики Филармонии поскорее принялись за разучивание хоров. Не знаю, я как-то плохо рассчитываю на аккуратность школьников -- не запастись...... {Часть страницы вырвана в подлиннике. -- Ред.} ли нотами (вторые голосовые экземпляры) и не передать ли их для просмотра Васильеву (содержатель хора) -- на всякий случай?
Очень благодарю Вас за присылку репертуара (распределение репетиций) и распределение ролей "Федора". Не могу понять, кто это Загаров (Старков), уж не новый ли актер 10?
Очень благодарю также и за набросок Дорна...11. Ох, как я его боюсь! После Вашего письма еще более. Уж очень велики и ответственны требования к этой на первый взгляд незначительной роли. Спокойствие -- это, пожалуй, у меня выйдет... но умен, мягок, добр, красив, элегантен -- уж очень много достоинств и оттенков, при малом количестве слов и действия... Это меня пугает. Больше же всего я боюсь остаться в этой роли самим собой, со своими индивидуальными свойствами, боюсь играть эту роль на своих, общих тонах... У меня [на]ввертывался какой-то тон, [ориг]инальный как будто бы......... {Часть страницы вырвана в подлиннике. То же и дальше.--Ред.} ожиревшего, провинциального, постаревшего Дон Жуана, [го]ворящего тенором и когда-то местного любимца-певца, но этот господин уже потерял свою элегантность, за исключением Треплева и Нины -- относится ко всем легко, с некоторым сарказмом. Тот мог балансировать на качалке, а Ваш Дорн, конечно, не может этого сделать...12. Теперь ухожу от этого тона и ищу новый... Что-то будет, боюсь!..
Молодчина Вальц... 13. Надо дать роль его жене в клубных спектаклях, она мне все пишет восторженные письма. Что касается мальчиков-певчих в "Ганнеле", то их можно избежать, как мы делали и в Солодовниковском театре. Хорал пел женский хор, за сценой, а мальчики на сцене были набраны из обыкновенных статистов (по 20 к. с физиономии). Конечно, Александр Акимович14 разошелся: 90 человек на щукинской сцене, да еще при том условии, что сцена сжата амфитеатром, да еще при классической [фее]рии. Напомните ему, что в...... Солодовниковском театре в "Отелло"...... в массовых сценах с солдатами -- от 60 до 70 человек, и на сцене было очень тесно.
Я поправляюсь не очень хорошо, по крайней мере пока не толстею. По весам (может быть, они врут) -- сбавил здесь 2 фунта. Отчего?.. не знаю... Когда высыпаюсь, чувствую себя хорошо, но не всегда это удается благодаря невозможному шуму, который производят дети с раннего утра. Погода здесь все время плохая и холодная... Жена тоже чувствует себя не очень хорошо. Еще не вошли в норму. Сегодня получили телеграмму, что дядя жены брата, у которого я теперь нахожусь, умирает. Она уезжает, оставляя детей жене. Теперь я остаюсь единственный мужчина в доме. Ввиду этого до их возвращения, т.е. до 16-го, 17-го, мне не удастся уехать -- ничего?.. 17-го я, наверное, уеду и буду в Москве 19-го утром... Не взыщете?.. Я думаю, что первые четыре дня в театре пройдут в выметании...... Раньше четырех дней не войти в театр. [Если] Вы найдете необходимым, [чтобы] я приехал раньше, -- телеграфируйте, приеду. Прилагаю записку [мо]их вопросов, которые пришли мне в голову.
Прошу Вас передать мой низкий поклон уважаемой Екатерине Николаевне как от меня, так и от жены.
Уважающий Вас
К. Алексеев.
Собственно говоря, посылаемый мною счет не есть тот оправдательный документ, который желателен бухгалтерии: ей нужен документ из магазинов, где покупались вещи, но... не на все статьи я мог иметь документы, так, например, все старинные вещи, купленные у старьевщика, не могут иметь счетов, так как продавцы их не умеют даже писать. Предметы для вышивания, купленные не в магазинах, а по лавочкам, у Троицы, на базаре и проч., тоже не имеют счетов. Кружева, купленные у странствующих торговок-евреек, перевозка мебели (возчик из Тарасовки, мужик) и прочие расходы тоже не могут иметь счетов. В чем грешен -- это в покупках, сделанных у Яковлева (бусы) и у Сапожникова (материи). На эти статьи я должен был иметь документы (если необходимо, я их добуду). Грешен -- в квитанции телеграммы Вишневскому. Я долго хранил ее, не зная, куда ее сунуть, чтобы не затерять. Куда-то ее положил, но теперь не вспомню. По приезде в Москву поищу. Вышло так, что у меня, вероятно, открыт счет по книгам, куда записывается все, что следует с меня и мне. Вот почему я представляю счет, но на нем не подписываюсь, что деньги получил сполна, так как по этим статьям денег я не получал. Когда я вернусь в Москву, мы заключим мой счет, разочтемся, и тогда я подпишу этот счет в получении по нем денег.
Отчет по 1000 рублей, выданной мне для покупки вещей в Нижнем, я готовлю и привезу с собой. Не посылаю его теперь, потому что боюсь, как бы его не так записали. Пусть бухгалтер подумает, как записать эти вещи так, чтобы я имел возможность по их стоимости купить их себе (в случае прекращения дела).
Напоминаю Вам о некоторых спешных делах, а именно:
1) Думаю о Шенберге и очень боюсь, что он измучается. Он попал во все главные пьесы, или в качестве актера или в качестве режиссера, а между тем его здоровье совсем уже не так прочно. Я бы предложил назначить ему дублеров:
а) в "Федоре" для Клешнина -- Артема;
б) в "Шейлоке" для Тубана;
в) в "Ганнеле" для Матерна;
г) в "Самоуправцах" для разбойника.
2) Думаю и о Калужском, но тут ничего придумать не могу. Хотелось бы очень иметь дублера для Мароккского.
3) Заказать поскорее шапку Мономаха у Ингинен в Петербурге.
4) Заказать корону для Ирины ему же.
5) Были ли все актеры у Самарова в магазине для снятия мерок, и снята ли с них мерка для обуви?
6) Купить 10--12 шпаг у Ингинен или у Этинера в Москве (хотя если шпаги есть в Москве, то лучше их купить при мне, я знаю в них толк).
7) Передать М. П. Григорьевой, чтобы она взяла в магазине (забыл фамилию) по выданной ей квитанции корону для Ирины (из вещей, привезенных из Нижнего). Если магазин этот хорошо исправил корону, то отдать ему остальные, большие короны, для того чтобы исправить их и подшить подкладку (из атласа желтого, светло-зеленого, белого, красного, голубого).
Ни докончить, ни перечитать письма не успею, сейчас уезжают.
Уважающий и преданный Вам
К. Алексеев
По квитанции No 86, при сем прилагаемой, перед отъездом в Харьков я покупал для вышивок "Федора".
- К. С. Станиславский Письма 1886-1917
- Письма 1886--1917
- Письма к. С. Станиславского
- Письма 1886 - 1917
- 1*. H. К. Шлезингеру
- 2*. Е. В. Алексеевой
- 3*. Е. В. Алексеевой
- 4*. Е. В. Алексеевой
- 5*. К. К. Альбрехту
- 6*. Н. К. Шлезингеру
- 7* Н. К. Шлезингеру
- 8*. К. К. Альбрехту
- 9*. И. Н. Львову
- 10*. Н. К. Шлезингеру
- 11*. С. М. Третьякову
- 12*. Е. В. Алексеевой
- 13. З. С. Соколовой
- 14. З. С. Соколовой
- 15*. С. В. Флерову
- 16*. Н. К. Шлезингеру
- 17*. В. Д. Поленову
- 18*. Н. К. Шлезингеру
- 19. З. С. И к. К. Соколовым
- 20*. А. Г. Достоевской
- 21* А. Г. Достоевской
- 22*. Из письма к с. В. И е. В. Алексеевым
- 23*. О. Т. Перевощиковой
- 24. Л. Н. Толстому
- 25*. Н. К. Шлезингеру
- 26. Д. В. Григоровичу
- 27*. С. В. И е. В. Алексеевым
- 28*. Из письма к б. С. Алексееву
- 29. В. В. Королеву и ф. Н. Щербачеву
- 30*. Н. А. Попову
- 31*. Н. А. Попову
- 32*. Н. А. Попову
- 33*. В. В. Королеву
- 34*. Н. А. Попову
- 35*. Г. Н. Федотовой
- 36*. А. П. Ленскому
- 37*. Н. А. Попову
- 38*. H. A. Попову
- 39*. А. А. Санину
- 40*. В. В. Королеву
- 41. Л. Н. Толстому
- 42*. M. В. Лентовскому
- 43. Из письма к м. П. Лилиной
- 44. Из письма к м. П. Лилиной
- 45*. Из письма к е. В. Алексеевой
- 46*. В. Н. Шульцу
- 47*. А. И. Южину
- 48*. О. Т. Перевощиковой
- 49*. В. В. Лужскому
- 50*. И. П. Киселевскому
- 51. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 52. Л. Бенару
- 53*. В. П. Буренин
- 54. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 55*. И. А. Тихомирову
- 56.Вл. И. Немировичу-Данченко
- 57.Вл. И. Немировичу-Данченко
- 58. Из письма кВл. И. Немировичу-Данченко
- 59.Вл. И. Немировичу-Данченко
- 60. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 61. Из письма к м. П. Лилиной
- 62. Из письма к м. П. Лилиной
- 63. Из письма к м. П. Лилиной
- 64*. С. И. Мамонтову
- 65*. С. И. Мамонтову
- 66*. А. П. Ленскому
- 67*. В. И. Сафонову
- 68*. В. В. Котляревской
- 69*. И. А. Прокофьеву
- 70. А. П. Чехову
- 71*. О. Л. Книппер
- 72*. Е. В. Алексеевой
- 73*. Е. В. Алексеевой
- 74*. Е. В. Алексеевой
- 75. А. А. Санину
- 76*. В. В. Лужскому
- 77*. А. А. Санину
- 78*. А. П. Чехову
- 79*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 80. Л. Н. Толстому
- 81. С. В. Флерову
- 82. С. В. Флерову
- 83. С. В. Флерову
- 84. С. В. Флерову
- 85. Из письма к м. П. Лилиной
- 86. Из письма к м. П. Лилиной
- 87. Из письма к м. П. Лилиной
- 88. С. В. Флерову
- 89. Из письма к м. П. Лилиной
- 90*. К. К. Алексеевой
- 91*. К. К. Алексеевой
- 92. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 93*. О. Т. Перевощиковой
- 94*. Е. В. Алексеевой
- 95*. А. А. Санину
- 96. С. В. Флерову
- 97*. С. И. Мамонтову
- 98. В. И. Качалову
- 99*. Е. Лазареву
- 100. С. В. Флерову
- 101. С. В. Флерову
- 102*. Л. В. Средину
- 103. А. П. Чехову
- 104*. С. А. Толстой
- 105*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 106. И. А. Прокофьеву
- 107. А. П. Чехову
- 108. С. В. Флерову
- 109. А. Д. Бородулину
- 110*. И. К. Алексееву
- 111*. В. В. Котляревской
- 112*. В. В. Котляревской
- 113*. З. С. Соколовой
- 114. Из письма к м. П. Лилиной
- 115*. И. К. Алексееву
- 116. Из письма к м. П. Лилиной
- 117. Из письма к м. П. Лилиной
- 118*. З. С. Соколовой
- 119*. В. В. Котляревской
- 120*. В. В. Котляревской
- 121*. В. В. Котляревской
- 122*. А. Ф. Кони
- 123*. H. H. Синельникову
- 124. А. П. Чехову
- 125*. М. Ф. Андреевой
- 126*. К. К. Алексеевой
- 127*. И. К. Алексееву
- 128. А. П. Чехову
- 129. А. П. Чехову
- 130. А. П. Чехову
- 131. Из письма кА. П. Чехову
- 132*. В. В. Котляревской
- 133*. З. С. Соколовой
- 134. Из письма к м. П. Лилиной
- 135. А. П. Чехову
- 136*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 137*. В. В. Котляревской
- 138. А. П. Чехову
- 139*. Из письма к о. Л. Книппер-Чеховой
- 140. А. П. Чехову
- 141*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 142. Из письма к м. П. Лилиной
- 143. А. П. Чехову
- 144*. И. М. Лапицкому
- 145. А. П. Чехову
- 146. А. П. Чехову
- 147*. В. В. Котляревской
- 148. А. П. Чехову
- 149. А. П. Чехову
- 150*. Из письма к в. В. Котляревской
- 151. А. П. Чехову
- 152. А. П. Чехову
- 153*. И. К. Алексееву
- 154*. В. В. Котляревской
- 155. Из письма к м. П. Лилиной
- 156. Из письма к м. П. Лилиной
- 157. Из письма к м. П. Лилиной
- 158. А. П. Чехову
- 159. Из письма к м. П. Лилиной
- 160*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 161. Из письма к м. П. Лилиной
- 162. М. П. Лилиной
- 163. А. П. Чехову
- 164. А. П. Чехову
- 165. А. П. Чехову
- 166. А. П. Чехову
- 167. А. П. Чехову
- 168. А. П. Чехову
- 169. А. П. Чехову
- 170. А. П. Чехову
- 171. А. П. Чехову
- 172. А. П. Чехову
- 173. А. П. Чехову
- 174. А. П. Чехову
- 175. А. П. Чехову
- 176. А. П. Чехову
- 177*. В. В. Котляревской
- 178*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 179*. И. А. Тихомирову
- 180*. М. Ф. Андреевой
- 181*. М. Ф. Андреевой
- 182*. М. Ф. Андреевой
- 183. Е. С. Зарудной-Кавос
- 184. А. П. Чехову
- 185. Из письма к м. П. Лилиной
- 186. Из письма к м. П. Лилиной
- 187. Из письма к м. П. Лилиной
- 188. Из письма к м. П. Лилиной
- 189. Из письма к м. П. Лилиной
- 190*. М. Г. Савиной
- 191*. В. В. Котляревской
- 192. А. П. Чехову
- 193*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 194. Л. Я. Гуревич
- 195*. В. В. Котляревской
- 196. А. П. Чехову
- 197*. М. П. Чеховой
- 198. Из письма к м. П. Лилиной
- 199. Из письма к м. П. Лилиной
- 200*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 201. Из письма к м. П. Лилиной
- 202*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 203. Из письма к м. П. Лилиной
- 204*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 205*. В. В. Котляревской
- 206. Из письма к м. П. Лилиной
- 207* Вл. И. Немировичу-Данченко
- 208. М. Г. Савиной
- 209*. В. В. Котляревской
- 210*. Л. В. Средину
- 211. Из письма к м. П. Лилиной
- 212 *. К. К. И и. К. Алексеевым
- 213. Е. С. Зарудной-Кавос
- 214*. М. Ф. Андреевой
- 215*. В. Я. Брюсову
- 216 *. С. А. Попову
- 217*. В. В. Котляревской
- 218. С. А. Попову
- 219 *. О. Л. Книппер-Чеховой
- 220*. А. М. Горькому
- 221. Из письма к м. П. Лилиной
- 222. С. А. Попову
- 223. Из письма к м. П. Лилиной
- 224. Из письма к м. П. Лилиной
- 225. Из письма к м. П. Лилиной
- 226. Из письма к м. П. Лилиной
- 227*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 228 *. В. В. Котляревской
- 229 *. В. С. Алексееву
- 230*. В. В. Котляревской
- 231*. Л. Барнаю
- 232*. З. С. Соколовой
- 233*. В. С. Алексееву
- 234 *. В. С. Алексееву
- 235*. В. Я. Брюсову
- 236*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 237*. В. В. Котляревской
- 238. С. А. Найденову
- 239*. Н. А. Котляревскому
- 240. С. А. Найденову
- 241. Л. М. Леонидову
- 242*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 243. Л. М. Леонидову
- 244*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 245 *. Я. Квапилу
- 246 *. А. Д. Бородулину
- 247 *. Н. А. Попову
- 248 *. Е. Н. Чирикову
- 249 *. В. Я. Брюсову
- 250*. Н. А. Попову
- 251*. В. В. Лужскому
- 252*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 253*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 254*. A. A. Стаховичу
- 255*. В. Я. Брюсову
- 256*. А. А. Стаховичу
- 257*. В. Я. Брюсову
- 258*. В. В. Котляревской
- 259*. М. Г. Савиной
- 260*. К. К. Алексеевой
- 261*. И. К. Алексееву
- 262. М. Г. Савиной
- 263 *. Г. С. Бурджалову и м. Г. Савицкой
- 264. M. П. Лилиной
- 265. M. П. Лилиной
- 266. Из письма к m. П. Лилиной
- 267. M. П. Лилиной
- 268*. З. И. Гржебину
- 269*. М. Метерлинку
- 270*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 271*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 272*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 273. Л. М. Леонидову
- 274*. Айседоре Дункан
- 275*. Айседоре Дункан
- 276*. Айседоре Дункан
- 277*. М. Метерлинку
- 278*. С. А. Андреевскому
- 279*. Айседоре Дункан
- 280*. К. К. Алексеевой
- 281*. В. В. Котляревской
- 282. Л. Я. Гуревич
- 283*. К. К. Алексеевой
- 284. Из письма к м. П. Лилиной
- 285. Из письма к м. П. Лилиной
- 286. Из письма к м. П. Лилиной
- 287. M. П. Лилиной
- 288*. Жоржет Леблан
- 289*. А. Ф. Люнье-По
- 290*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 291. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 292*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 293*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 294*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 295. Из письма к м. П. Лилиной
- 296. Из письма к м. П. Лилиной
- 297. Из письма к м. П. Лилиной
- 298. Из письма к м. П. Лилиной
- 299*. А. А. Блоку
- 300*. Л. А. Сулержицкому
- 301*. С. И. Мамонтову
- 302. Л. Я. Гуревич
- 303*. А. А. Блоку
- 304*. И. А. Бунину
- 305. A. A. Блоку
- 306. М. Метерлинку
- 307*. В. В. Котляревской
- 308. Л. Я. Гуревич
- 309. Л. Я. Гуревич
- 310*. С. А. Андреевскому
- 311. Н. В. Дризену
- 312. Л. М. Леонидову
- 313*. Л. Я. Гуревич
- 314*. М. В. Добужинскому
- 315*. Г. Н. Федотовой
- 316*. К. К. Алексеевой
- 317*. И. К. Алексееву
- 318*. К. К. Алексеевой
- 319*. А. Н. Бенуа
- 320*. И. К. Алексееву
- 321 *. И. А. Сацу
- 322. M. A. Мелитинской
- 323*. Л. Я. Гуревич
- 324*. Л. А. Сулержицкому
- 325. М. П. Лилиной
- 326*. Л. А. Сулержицкому
- 327 *. Л. А. Сулержицкому
- 328*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 329*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 330 *. Из письма к Вл. И. Немировичу-Данченко
- 331. Из письма к м. П. Лилиной
- 332. Из письма к м. П. Лилиной
- 333. Из письма к м. П. Лилиной
- 334. Из письма к м. П. Лилиной
- 335*. В. В. Котляревской
- 336*. Н. В. Дризену
- 337. Н. В. Дризену
- 338*. Н. А. Попову
- 339. О. Л. Книппер-Чеховой
- 340. Л. Я. Гуревич
- 341. М. В. Добужинскому
- 342*. Ф. Ф. Комиссаржевскому
- 343*. М. В. Добужинскому
- 344*. Н. А. Попову
- 345*. M. Г. Савиной
- 346*. Айседоре Дункан
- 347. Л. Я. Гуревич
- 348. Из письма к м. П. Лилиной
- 349*. О. Л. Книппер-Чеховой
- 350*. М. Г. Савиной
- 351*. О. В. Гзовской
- 352 *. Л. А. Сулержицкому
- 353. Из письма к о. И. Сулержицкой
- 354. Л. А. Сулержицкому
- 355 *. Г. Н. Федотовой
- 356. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 357. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 358*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 359*. О. В. Гзовской
- 360*. Н. В. Дризену
- 361. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 362. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 363. Л. А. Сулержицкому
- 364. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 365 *. Л. А. Сулержицкому
- 366*. И. М. Москвину
- 367 *. А. Е. Грузинскому
- 368 *. A. H. Бенуа
- 369*. В. В. Котляревской
- 370*. О. В. Гзовской
- 371. М. П. Лилиной
- 372. М. П. Лилиной
- 373. М. П. Лилиной
- 374. Из письма к м. П. Лилиной
- 375. M. П. Лилиной
- 376. Из письма к м. П. Лилиной
- 377. Из письма к м. П. Лилиной
- 378 *. Л. А. Сулержицкому
- 379*. Л. А. Сулержицкому
- 380. Из письма к м. П. Лилиной
- 381. Из письма к м. П. Лилиной
- 382. М. П. Лилиной
- 383. Из письма к м. П. Лилиной
- 384*. И. К. Алексееву
- 385*. Л. А. Сулержицкому
- 386. Из письма к м. П. Лилиной
- 387. Из письма к м. П. Лилиной
- 388*. Л. А. Сулержицкому
- 389*. О. В. Гзовской
- 390. A. E. Крымскому
- 391. A. M. Горькому
- 392. Л. Я. Гуревич
- 393*. А. А. Стаховичу
- 394*. М. Ф. Андреевой
- 395*. Л. А. Фон Фессингу
- 396*. О. В. Гзовской
- 397*. Г. С. Бурджалову
- 398. В. С. Врасской
- 399. М. П. Лилиной
- 400. Из письма к м. П. Лилиной
- 401. Из письма к м. П. Лилиной
- 402*. А. А. Стаховичу
- 403*. О. В. Гзовской
- 404. Из письма к м. П. Лилиной
- 405. М. П. Лилиной
- 406. М. П. Лилиной
- 407*. А. А. Санину
- 408*. Н. Ф. Скарской
- 409. Л. Я. Гуревич
- 410*. В. Ф. Грибунину
- 411*. Я. Квапилу
- 412*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 413. Л. А. Сулержицкому
- 414. Г. Н. Федотовой
- 415*. M. П. Чеховой
- 416*. В. Э. Мейерхольду
- 417*. И. К. Алексееву
- 418*. О. В. Гзовской
- 419*. Вл. И. Немирович-Данченко
- 420. Л. Я. Гуревич
- 421*. Л. А. Сулержицкому
- 422. Из письма к м. П. Лилиной
- 423. Л. Я. Гуревич
- 424*. В. В. Лужскому
- 425*. В. В. Лужскому
- 426. Л. Я. Гуревич
- 427*. Из письма к л. Я. Гуревич
- 428*. А. А. Стаховичу
- 429*. А. Н. Бенуа
- 430*. A. H. Бенуа
- 431*. А. Н. Бенуа
- 432. Л. Я. Гуревич
- 433*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 434. А. Н. Бенуа
- 435*. О. В. Гзовской
- 436*. M. Ф. Андреевой
- 437*. О. В. Гзовской
- 438*. О. В. Гзовской
- 439*. А. А. Блоку
- 440*. О. В. Гзовской
- 441*. Н. А. Попову
- 442. Л. Я. Гуревич
- 443*. H. E. Эфросу
- 444*. A. H. Бенуа
- 445*. О. В. Гзовской
- 446*. А. Н. Бенуа
- 447*. И. К. Алексееву
- 448*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 449*. О. В. Гзовской
- 450. Из письма к м. П. Лилиной
- 451. Из письма к м. П. Лилиной
- 452*. К. К. Алексеевой
- 453*. К. К. Алексеевой
- 454*. В. Я. Брюсову
- 455*. Из письма к л. Я. Гуревич
- 456*. К. К. Алексеевой
- 457*. Г. Н. Федотовой
- 458*. Театру Народного Дома гр. Паниной в Петербурге
- 459*. А. Н. Бенуа
- 460*. A. H. Бенуа
- 461*. Л. Я. Гуревич
- 462. М. П. Лилиной
- 463*. Л. А. Сулержицкому
- 464*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 465*. Из письма к л. А. Сулержицкому
- 466*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 467*. В. С. Алексееву
- 468*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 469. Л. Я. Гуревич
- 470. Л. Я. Гуревич
- 471*. Л. А. Сулержицкому
- 472*. M. E. Пятницкому
- 473*. К. К. Алексеевой
- 474. Л. Я. Гуревич
- 475*. Н. Ф. Скарской
- 476*. А. Н. Бенуа
- 477*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 478*. К. М. Бабанину
- 479. М. Г. Савиной
- 480. А. Н. Бенуа
- 481*. В. А. Теляковскому
- 482*. Н. В. Делен-Волконской
- 483. Из письма к м. П. Лилиной
- 484. Из письма к м. П. Лилиной
- 485. Из письма к м. П. Лилиной
- 486. Из письма к м. П. Лилиной
- 487. А. Е. Молчанову
- 488. Ф. И. Шаляпину
- 489*. В. А. Теляковскому
- 490*. А. Н. Бенуа
- 491. Л. Я. Гуревич
- 492*. В. Я. Брюсову
- 493. Л. Я. Гуревич
- 494*. Л. А. Сулержицкому
- 495*. И. К. Алексееву
- 496*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 497*. К. К. Алексеевой
- 498*. Л. А. Сулержицкому
- 499*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 500*. К. К. Алексеевой
- 501*. В. В. Лужскому
- 502*. А. Н. Бенуа
- 503*. H. A. Котляревскому
- 504*. H. A. Котляревскому
- 505*. А. А. Шахматову
- 506. А. Ф. Кони
- 507*. В. В. Котляревской
- 508*. О. В. Гзовской
- 509*. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 510*. В. В. Лужскому
- 511. Вл. И. Немировичу-Данченко
- 512*. В. В. Лужскому
- Комментарии
- Указатель имен
- Указатель драматических и музыкально-драматических произведений