48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
ИКОНА - сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание.
Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения. По преданию 6 в., первая икона Христа появилась во время Его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях 6 в. рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, в 6 в. открыли, и он стал самой чтимой святыней христианского Востока. В 944 Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь, в честь него был установлен праздник 16 августа; он исчез после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204. Один из списков Нерукотворного Образа (13 в.), почитаемый как чудотворный, находится в ризнице собора в городе Лан во Франции.
В первые века христианства преобладали аллегорические изображения Христа в виде доброго пастыря, агнца, виноградной лозы, рыбы, в образе Орфея, играющего на лире, и т. п. Пято-шестой (Трулльский) собор предписал (правило 82) вместо аллегорического ветхозаветного образа агнца изображать Христа «по человеческому виду» и вспоминать Его жизнь «во плоти».
Художественная форма иконы, ее виды, техники и традиция народного почитания восходят к культуре поздней античности. В период до иконоборчества (8 — 1-я пол. 9 в.) сложились основные типы образов Христа, Богоматери, святых и схемы сюжетных изображений Священной истории. В послеиконоборческий период утвердились каноны иконографии, сохранявшиеся с незначительными изменениями в течение последующих столетий (например, возрастные отличия святых, типы и цвета их одежд, атрибуты, типы архитектурных сооружений и условного пейзажа и т. д.); в качестве образцов использовали иконы и книжные миниатюры, а также специальные «книги образцов» (на Руси — иконописные подлинники). Для почитания в храмах и домах христиан писали иконы Христа, Богоматери и святых; для храмов — образы храмовых праздников и святых (изображения событий Священной истории или святого, которому посвящался храм) и иконы для алтарной преграды, или иконостаса.
Наибольшее распространение в христианском мире получили иконы, исполненные натуральной темперой (связующее вещество — яичный желток) на досках. В Византии иконные образы создавали также из разнообразных прочных и дорогих материалов: рельефные и резные иконы из мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, керамики, слоновой кости, в технике мозаики (из цветных камней и стекол — смальты) и перегородчатой эмали; в поствизантийский период иногда использовали загрунтованный холст, на котором писали двусторонние небольшие иконы-таблетки. Древнейшая техника иконописания — энкаустика, восходящая к позднеантичной живописи.
Процесс изготовления темперной иконы начинается с приготовления доски из выдержанного сухого дерева, укрепленной с тыльной стороны или по торцам врезными планками (шпонками). С лицевой стороны в доске делается углубление (ковчег), благодаря чему получаются возвышенные края (поля). Доска целиком или частично (по краям, по стыкам досок) проклеивается полотном (поволокой), на который кладут несколько слоев мелового с клеевым связующим грунта (левкас). На высушенный заглаженный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы (или покрывают их золотом), одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног; делают надписи (инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций. После просушки живопись покрывают олифой.
Главными изображениями христианского искусства были образы Христа, представляемого, помимо Нерукотворного Образа, иконографическими типами юного Христа Эммануила (евр. «с нами Бог»), Христа Пантократора (Вседержителя) и Христа Судии, восседающего на престоле; они изображались на стенах храмов и на иконах. Самыми многочисленными и разнообразными по типам в Византии и особенно в Древней Руси стали иконы Богоматери, главной Небесной Заступницы человека. По преданию, первый портрет Богоматери был написан евангелистом Лукой при Ее жизни.
Первообразцами основных иконографических типов Богоматери стали выдающиеся константинопольские иконы, почитавшиеся чудотворными; названия их восходят к названиям храмов или местностей: Влахернитисса, Никопея, Одигитрия, Халкопратийская (Агиосоритисса) и др. В знаменитом Влахернском храме, где хранился мафорий (покрывало) Богоматери, было несколько чтимых икон (самая известная — Оранта). Другая святыня Константинополя — Никопея — представляет Богоматерь, держащую щит с образом Младенца Христа. Одигитрия (одна из главных икон Византии) — Богоматерь с Младенцем Христом, сидящим у Нее на руках. Своеобразным вариантом образа Богоматери является Елеуса (Умиление). В Халкопратийском храме, где, как и во Влахернах, хранилась часть одежд Богоматери и Ее пояс, была чтимая икона, называемая Агиосоритисса (от названия часовни реликвий Agia Soros — Святая Рака). Она изображает Богоматерь молящуюся, представленную в повороте, с поднятыми в жесте моления руками; вариант, в котором Богоматерь изображена с развернутым свитком «моления» в руках, называют Богоматерь Заступница.
Копии-списки и свободные варианты прославленных константинопольских икон, создававшиеся в течение всех веков существования Византийской империи, распространялись в различных странах православного мира, где они получали местные наименования и имели свою, богатую чудотворениями историю почитания.
- Роль искусства в жизни общества. Функции искусства
- 2. Теории происхождения искусства
- 3. Виды изобразительного искусства
- 8. Амарнский период развития египетского искусства
- 9. Первобытное и народное искусство
- 10. Первобытное искусство, периодизация и основные произведения
- 11. Крито- Микенское искусство. Основные произведения
- 12. Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке
- 13. Скульптура Древнего Египта
- 14. Характерные черты и исторические этапы искусства Древнего Египта
- 15. Художественный синтез в искусстве Древнего Египта
- 16. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения
- 17. Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация, основные произведения
- 18. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись
- 19. «Дискобол» Мирона
- 21. Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах
- 22. Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона
- 23. Искусство греческой архаики
- 24. Ордерная система древнегреческой архитектуры. Составные части и элементы ордера
- 25. Греческая скульптура поздней классики. Творчество Скопаса и Праксителя
- 26. Пергамский алтарь
- 27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
- 28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
- 29. «Апоксиомен» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара
- 30. Искусство эллинизма
- 31. Художественный синтез в архитектуре Парфенона
- 32. Метопы Парфенона
- 33. Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения
- 35. Фаюмский портрет
- 36. Древнеримский скульптурный портрет
- 37. Помпейские фрески
- 38. Искусство Римской Империи. Общая характеристика
- 39. Символика и основные типы раннехристианской архитектуры
- 41. Византийское искусство. Характерные особенности
- 42. Храм Св. Софии в Константинополе. Мозаика
- 43. Характерные черты византийской живописи (мозаика, фреска, икона)
- 44. Особенности средневекового искусства. Эстетическая характеристика образов
- 45. Романское и готическое искусство. Связь архитектуры с живописью и скульптурой
- 46. Художественный синтез на примере искусства готики Франции.
- 47. Готическая скульптура и витражи
- 48. Составные части иконы. Знаменное и подлинное письмо
- 49. Отличительные черты Романской и готической скульптуры.
- 50. Древнерусское искусство. Исторические периоды и их характеристика
- 51. Иконопись и изобразительное искусство
- 52. Творчество Феофана Грека
- 53. «Троица» Андрея Рублева
- 54. Фрески Дионисия
- 55. Димитриевский собор во Владимире. Характер художественного синтеза
- 56. Храм Святой Софии в Киеве. Характер художественного синтеза
- 57. Творчество Андрея Рублева
- 58. Древнерусская живопись
- 60. Характерные черты итальянского Возрождения. Выдающиеся представители художественной культуры
- 61. Характерные черты Итальянского Возрождения. Исторические этапы. Значение для мировой культуры
- 62. Проторенессанс. Творчество Джотто
- 63. Творчество Донателло
- 64. Картина Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
- 65. Творчество Сандро Боттичелли
- 66. Творчество Мазаччо
- 67. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе
- 69. Творчество Леонардо да Винчи
- 71. Творчество Микеланджело
- 72. «Тайная вечеря» Леонардо
- 73. Росписи Сикстинской капеллы
- 74. Архитектурные произведения Микеланджело
- 75. Характеристика Венецианской школы эпохи Возрождения
- 76. Творчество Тициана
- 77. Творчество Веронезе
- 78. Поэтичность образов Джорджоне
- 79. Женские образы в творчестве Рафаэля Санти
- 80. Высокое возрождение в Италии
- 81. Характерные особенности Ренессанса в Нидерландах
- 82. Характерные особенности Ренессанса в Германии
- 83. Творчество Босха
- 84. Черты народности в творчестве Питера Брейгеля
- 85. Творчество Дюрера
- 86. Гравюры Дюрера
- 87. Творчество Эль Греко